Translate

среда, 30 декабря 2015 г.

Новогодние игры для детей: идеи для семейного торжества

Чтобы дети во время новогодних застолий не скучали, лучше заранее продумать несколько вариантов игр и конкурсов с призами и подарками
Планируя проводить утренник в детсаду или школе, а то и просто пригласив для встречи Нового года несколько семей с "наследниками", нужно приготовить новогодние игры для детей. Тогда праздник действительно получится запоминающимся и веселым, а дети не будут скучать и ждать, когда же он закончится, чтобы пойти домой и уткнуться в любимые компьютерные игры. Предлагаем подборку развлечений для всех возрастов - от старшей группы садика до выпускных классов школы. А если в выполнении заданий примут участие и родители - такой праздник дети запомнят на всю жизнь!

Начнем с конкурсов и игр, которые не требуют никакой подготовки, провести их можно в любом коллективе, где есть желающие поразвлечься.
У соседа лучше!"
Подобные игры на Новый год для детей, как и "Макарена", "Лавата" (аналог описываемого) предполагают возможность водить хоровод вокруг елки. Все участники становятся в круг и со словами "Наши уши хороши, у соседа - лучше" берутся за уши соседей и так под веселую музыку танцуют в хороводе по кругу. Дальше идут носы, плечи, локти, колени - на сколько хватит вашей фантазии и гибкости участников.
"Внимательный певец"
Все вместе дети начинают петь известную песню, например, "В лесу родилась елочка". По хлопку ведущего (или Деда Мороза) они продолжают петь песню про себя, а по следующему хлопку - вновь продолжают громко. Задача - петь вместе, правильно вступая. "Не попавшие" выбывают из игры.
Если у вас есть возможность подготовить заранее некоторый реквизит, детские новогодние игры можно сделать еще более интересными.
"Наряди елочку"
Это эстафетный конкурс, во время которого нужно как можно быстрее и качественнее нарядить небольшие искусственные елочки небьющимися игрушками. Они должны быть приготовлены заранее в ящике и стоять на некотором удалении от самой елочки.
"Колпачок"
Привычные стихи для Деда Мороза в детсаду или начальной школе можно рассказать интересным способом. Для этого все дети становятся в круг и под музыку передают колпак, надевая себе на голову. Периодически музыка выключается, и тот, на чьей голове оказался колпак, должен рассказать стихотворение. Со старшими детьми можно поиграть аналогично, но на выбывание или выполнение желания Деда Мороза или вредного сказочного персонажа.
"Новогодний боулинг"
Современные ребята с удовольствием играют в боулинг. Приготовив заранее кегли или обычные пластиковые бутылки с водой, можно попросить ребят сбить их резиновыми (малышей) или баскетбольными (старшеклассников) мячами.
"Фотопробы"
Этот конкурс останется в памяти надолго благодаря полученным фотоснимкам. Предложите участникам войти в роль и изобразить: самого доброго Деда Мороза, самого жадного Деда Мороза, самую сонную Снегурочку, самую замерзшую Снегурочку, самого сильного богатыря, самую капризную принцессу, самого злого лешего, обиженную Бабу Ягу и т. д. Еще интереснее пройдет этот конкурс, если у вас будут хотя бы головные уборы, а еще лучше - костюмы нужных героев.
Если вы развлекаете детей дома, то после активных развлечений можно предложить им поиграть в новогодние игры онлайн. Популярные сейчас "Глубокое замерзание", "Собери снеговика", "Снежная линия", "Рождественские подарки" и другие позволят родителям вернуться за стол, а детям посоревноваться уже в виртуальном мире. Главное - не увлекаться и контролировать, чем именно занят ребенок, ведь игры из разряда "Замочи Деда Мороза" или "Месть Санты", к сожалению, не смогут воспитать ничего доброго и светлого.

вторник, 29 декабря 2015 г.

Развиваем речь ребенка.

Речь – зеркало психики. Для развития речи необходимо полноценное развитие эмоций, интеллекта, личности в целом. И здесь огромное значение имеет семья.

Мама и папа с первого дня жизни ребенка (а на самом деле еще раньше), окружают его заботой и лаской. Они поют песни, рассказывают сказки, знакомят его с окружающим миром – воспитывают ребенка. Воспитание речи и ее развитие нepaзрывно связаны. Это не только обучение правильной речи, но и культуре общения с самого раннего возраста.

Не нужно уделять какое-то особое время для воспитания речи. Этот процесс происходит постоянно. Каждый день родитель обогащает опыт ребенка, ведет его за собой, создает опору для его развития.

РАННИЙ ВОЗРАСТ

• Один из ведущих механизмов развития ребенка – Зона ближайшего развития. Это значит, что ребенок завтра самостоятельно будет делать то, что сегодня он делал с взрослым. Ваша речь должна вести ребенка за собой, быть правильной и богатой. Но не слишком сложной!

• Не стоит слишком активно употреблять уменьшительно- ласкательные формы слов, коверкать слова – ребенок впитывает это как губка. Пусть ваша речь будет простой и грамматически правильной, без использования сложных для восприятия слов.

• Необходимо создавать ситуации, провоцирующие речевую активность. Если родитель угадывает каждое желание ребенка, не дожидаясь, пока он выскажется, то взрослый не оставляет ему возможности развиваться.
В таком случае ребенок не озвучивает собственные потребности а значит, не обогащает свою речь.

• Речевая активность возникает также и в ситуациях эмоционального общения с окружающим миром.

Мама с двухлетней Машей во время совместных прогулок ничего не упускают из виду: все, что они видят, становится живым, интересным, увлекательным. Обыденные вещи обретают свою яркость, индивидуальность, неповторимость. «Маша, посмотри, какой красивый камень! Видишь, он похож на кота. А как разговаривает кот? Камень твердый, а котик мягкий. Маша, это мусорные контейнеры. Всeгда нужно убирать за собой. Смотри, мусор опрокинут. Скажи, разве можно так? Посмотри, как красиво падают листья! Ой, как здорово! А как они шуршат?».
Обычная прогулка превращается в праздник – ведь каждые день находятся новые, неповторимые впечатления.

3 ГОДА

В три года в развитии речи случается период взрыва. Ребенок готов общаться полными фразами, и его речь понятна не только близким, но и всем окружающим. В этом возрасте важно предоставить ребенку свободу действия и самовыражения.

• Почти у всех детей возникают сложности в звукопроизношении (замены, искажения звуков), а также пропуски, перестановки слогов. Это происходит потому, что фонематический слух только начинает формироваться, и ребенок не слышит разницы между некоторыми звуками. Также, артикуляционный аппарат еще не готов к произнесению многих звуков. Не стоит беспокоиться, это естественный этап в развитии речи. Исправление таких ошибок взрослым может иметь обратное действие – ребенок будет из-за всех сил стараться, но не добьется успеха.

• Чтобы помочь ребенку освоить произношению трудных звуков, полезно предлагать ему грызть твердые овощи и фрукты, сухари – это развивает артикуляционный аппарат, что в свою очередь помогает созреть структурам ствола мозга. Также важно тренировать язык (облизывать тарелки, баночки из под йогуртов, цокать как лошадка, показывать язык «у кого длиннее», и т.д.).

• Чтобы сформировался фонематическй слух, полезно научить ребенка различать неречевые звуки. Предлагайте ему вслушиваться в звуки ветра, дождя, пение птиц.
Мама и трехлетний Петя на прогулке отгадывают на слух, какая машина проехала – грузовая или легковая, автобус или трамвай, а дома Петя с мамой различают на слух, что насыпано в банку; гречка или пуговицы; что за шум в соседней комнате – дедушка лег на кровать, или сестра скрипнула креслом.

5 ЛЕТ

• В пять лет речь ребенка правильное звукопроизношение уже сформировалось, речь стала связной, богатой. Происходит расцвет зрительной памяти. Ребенок запоминает буквы, слова, как зрительные образы.

• Хорошо знакомить ребенка с разными начертаниями букв и других знаков: предлагать их раскрашивать, штриховать, складывать из лент и палочек, пуговиц. Однако, редкий ребенок в этом возрасте уже готов к усвоению чтения и письма. Для него такие игры скорее творчество. Не стоит считать этот возраст как подготовительный к школе.

• Часто дети начинают придумывать «новые», слова. Это нормальный этап в развитии психики – «колоток» место молотка, «кусарики» – вместо сухариков. Необходимо отнестись с уважение к этому – так ребенок «пробует» на вкус родной язык. Однако, нельзя откровенно одобрять этого – так можно создать у ребенка впечатление, что культура речи – нечто условное, раз родители не против ошибок.

• Важно помочь ребенку чувствовать себя успешным в освоении мира, оказать ему поддержку, разрешить ошибаться. В этот период ребенку необходимо наиграться со сверстниками в сюжетно – ролевые игры, это помогает осознавать правила общения. Чем больше у ребенка собеседников, тем богаче его речь. Замечательно встречать семьи, где взрослые беседуют с детьми, как с равными, рассказывают о своей работе, любимых делах, о своих чувствах. Обучится называть свои чувства ребенок может только у близких людей.
Так формируется не только словарный запас, но и эмоциональный интеллект, личность в целом.

7 ЛЕТ

• В семь лет психика ребенка подвержена существенным изменениям. С приходом школьного возраста ребенок заметно взрослеет. Он очень хочет ощущать себя взрослым, ответственным. Игровая деятельность сменилась на другую – учебную, и он хочет быть важным, нужным, успешным. Но в глазах взрослых он остается еще маленьким и неразумным. Следовательно, ребенок хочет утвердиться всеми силами. С этим связаны вспышки агрессии, театральность поведения, «шутовство», нарушения дисциплины. 


• Ведущая потребность в этот период – уважение, и право на равенство. В этот период очень важно говорить с ребенком о его чувствах, проблемах. Ему есть чем поделиться с вами, что рассказать, и ему очень важно, что его слышат.
Рекомендуется применять «активное слушание» – отражать чувства ребенка. «Я слышу, ты устал. 6 уроков – это очень сложно, я понимаю, что тебе это непривычно. Я тоже устал на работе, и жутко хочу отдохнуть». Так можно показать и то, что понимаешь проблемы ребенка, и то, что готов обсуждать с ним свои «взрослые» заботы. Так ребенок может научиться спонтанности в речи, научится называть свои чувства.
Позволительно использовать более сложные слова в общении, объясняя их значение. Разговоры со взрослыми на равных позволит ребенку существенно обогатить свой словарный запас, быть на высоком культурном уровне с самого детства.

понедельник, 28 декабря 2015 г.

Отличия мышления мальчиков и девочек и обучение в начальной школе


В педагогических книгах и статьях много пишут о том, что дети отличаются по темпераменту, способу усвоения материала и другим характеристикам. Это все хорошо, только иногда забывается главное — что они отличаются по половому признаку. Мужчины и женщины физически устроены по-другому.

Мышление — равно и остальные психические функции — у мужчин и женщин (мальчиков и девочек) работает совершенно по-разному. Отсюда бывает непонимание супругов («Я же ему сказала, а он не понимает!»), и отсюда бывают проблемы в учебе.

По вашим воспоминаниям — кто чаще в классе плохо учится, мальчик или девочка? Как правило, почти в каждом классе есть свой отпетый «двоечник», и это мальчишка. Современное школьное обучение (я имею в виду светские смешанные школы) целиком и полностью «женско-ориентированное». Начнем с того, что учитель-мужчина уже давно перешел в разряд раритетов. Разве что учитель физкультуры и труда у мальчиков, но там мыслительные процессы не особо задействованы. Учительница начальных классов, учительница математики, учительница физики...

Все основные дисциплины, где больше должна работать голова, не просто находятся в «женских руках», но и программу составляют тоже женщины. Программа средней школы целиком и полностью ориентирована на «девочковое» мышление, поэтому так часто плохо учатся именно мальчики. Программа построена на принципе «копипаст», то есть прочитай параграф и расскажи его, прочитай правило и сделай по нему упражнения, посмотри на образец и сделай по нему. Это типично женское мышление, которое тиражирует.

Мужское мышление генерирует идеи и создает новые правила и новые образцы. Именно поэтому девочкам так легко справляться с упражнениями на заданное правило, а мальчики не видят смысла в этом — они же усвоили идею, зачем ее теперь размусоливать?

Девочки обычно гораздо лучше отвечают у доски — вербальные центры у них лучше сформированы. Поэтому совершенно неправильно, когда мама говорит: «Наш мальчик в два года не разговаривает, а у соседей девочка в год уже столько слов выдает!» — это нормально! Девочки в среднем начинают говорить раньше, и им легче сформулировать свои мысли, нежели мальчикам. Мальчикам важно высказать суть, им незачем «растекаться мыслию по древу». В отличие от них, девочки могут приукрашивать свои рассказы разными несущественными деталями, чем радуют учителей и выглядят «более успешными» на фоне обрывочно отвечающих мальчиков.

Когда учительница русского языка проверяет сочинения, на что она первым делом обратит внимание? На объем! И если вместо заданного минимума «примерно полторы страницы» она увидит пять строчек, она даже читать не будет, а перечеркнет все жирной красной пастой и поставит «двойку».

Мальчикам год за годом на протяжении всего обучения внушают, что идея не важна, мысль не имеет ценности, важно только ее оформление и «копипаст». Вспомним снижение оценок за помарки — это исключительно женское извращение учительниц. Посмотрите на любого профессионала — как раскиданы стружки по столярной мастерской, как заляпано все в студии художника. Когда мальчики стремятся создать что-то новое, им совершенно некогда все «раскладывать по полочкам», это слишком низко для их высоких идей. А в школе им вбивают, что помарка выше той мысли, которую они пытались выразить.

Конечно, и девочку нужно учить созидающему мышлению, но именно мальчики страдают больше от этой направленности обучения, когда нужно только усвоить информацию, а не добывать ее и не творить нечто новое.

И у мальчиков, и у девочек на определенном этапе задействовано наглядно-образное мышление, потом словесно-логическое. Но на одном и том же этапе у мальчиков и девочек оно работает немного по-разному в одних и тех же рамках. И те, и другие оперируют образами на стадии образного мышления, но при этом отличаются способы оперирования. Например, в игре девочки могут два часа устраивать домик для кукол, придумывать мебель и менять наряды, так и не начав сюжетных действий. Мальчики же сразу переходят именно к действиям — например, стали играть в машинки, тут же устраивают гонки и т. п.

У кого есть возможность посмотреть, как рисуют девочки и мальчики с комментариями, вы заметите примерно следующее:

Девочка будет подробно рассказывать про всякие красивости: «А это у принцессы такой дворец. Тут будто у нее садик. Там такие цветочки (долгие перечисления с подбором цветовой гаммы), а тут живет ее собачка. Собачку зовут...». На листе будет четкое разделение небо-земля с «ровными рядами» всех участников и предметов.

Мальчик будет выражать свою мысль звукоподражательными словами и междометиями, ему важно «закрутить сюжет», а не прорисовать каждый предмет: «А он такой – бац! – а они вжжжжжжжжж, а машина туда как поехала, этот бум-бум, а он такой побежал...». На листе будет неопределяемая мазня, по которой туда-сюда много раз «проехала машина».

И вот мальчик в первом классе приносит такой рисунок учительнице рисования (с «девочковым» мышлением), а она говорит: «Петров! Почему у тебя машина в воздухе висит? Почему у тебя человек вверх ногами? Ты где-нибудь видел человека на дороге вверх ногами? А почему ты залез за контур? Что, маленький, не научился раскрашивать?» (класс хохочет). Таким образом, мальчик не только получил попрание своей высокой идеи и динамичного сюжета, но и был выставлен «перед строем». Подумайте, много у него останется желания созидать?

среда, 23 декабря 2015 г.

Эффект Пигмалиона.

Школьные учителя знают: ребенок, который им с самого начала не понравился, не только получит двойку в четверти, но и еще и подложит кнопки на табурет заведующей.
Исследования говорят, что причиной гадкого поведения выступает возложенные ожидания педагога, а вовсе не тот факт, что кто-то оставил кнопки на виду у паршивца…

В психологии есть такая штука - эффект Пигмалиона (или его еще называют эффект Розенталя - в честь американского психолога, который опытным путем обнаружил фокус). Суть его в том, что ожидания определяют наши реакции так, что они работают на “сбычу” пророчества.

Ученые пригласили в лабораторию подопытных студентов. Студентам выдавали крыс и просили обучать их ориентироваться в лабиринте, причем одной группе сказали, что у них питомцы - гениальные следопыты, а другой - что зверюшки глуповаты в топографии. В итоге команда умных крыс с большим отрывом победила товарищей скромных дарований. Хотя изначальные способности у них были одинаковы: перед экспериментом грызунов за хвост вытаскивали из одной коробки, и рассовывали по группам произвольно.

Эксперименты осуществлялись и на людях (за подробностями я отправляю вас к источнику - пятой главе книги Леонарда Млодинова “Неосознанное. Как бессознательный ум управляет нашим поведением”). Меня особенно заинтриговали исследования, проведенные с детьми и их учителями. Все детали - в книжке, а история там та же - если учителю сказать, что пришедший в класс новичок особо одаренный и не подмигивать при этом, то через какое-то время этот ученик и сам будет писать айкью-тесты на уровне призера олимпиад. Хотя до встречи с тем учителем, он, как и все, списывал контрольные довольно средне.

Автор делает вывод, что отношение наставника сильно влияет на поведение подопечного. С талантливыми все носятся как с писаной торбой, посвящают им много времени, ждут от них песен и стихов, а когда маленький эйнштейн разливает вам на костюм газировку, его мама уверяет, что он всего лишь ставит физические эксперименты с текучестью. В общем, рано или поздно детям, как и крысам, приходится соответствовать высокому званию.

Но самое крутое, что ожидания мы выражаем невербально. Можно вообще ничего не говорить ребенку, а он все равно дурак дураком… Или наоборот умник умником. Неосознанными жестами, взглядами, каким-то микродвижениями мы показываем чего ждем, что думаем о способностях малыша. Это программа считывания невербальных сигналов у детей и животных очень мощная. Одной левой бровью бабушка передала внуку, что в балетное училище его не возьмут, а вот в армию - пожалуйста.

Сейчас все продвинутые родители оказывают поддержку словами: “Мы тебя любим! Ты справишься! Ты сможешь залезть на эту горку из трех ступеней! Ты чемпион!”
Но вот лицо их выражает другое: “Черт, зарядка на телефоне кончается, пора валить с детской площадки”...

Чуете, куда ветер дует? Оказывается, надо просто в них как-то поверить.

И показать это внушительным жестом.


вторник, 22 декабря 2015 г.

Как в нас живут наши родители.

Каждый из нас может предъявить претензии своим родителям. Нас тоже критиковали. Нас не понимали. Наши родители могли быть с нами излишне жесткими. Или опекающими. Или назойливыми. Или равнодушными. Они были иногда невнимательными к нам. Иногда — чересчур требовательными. Нас могли унижать. Кого-то — бить. Кем-то манипулировать.
Я знаю, то ровное, доброжелательное, любящее отношение к ребенку, основанное на уважении его личности, на его безусловном принятии и безусловной любви, — исключение из правил, редкость. И тебе очень повезло, если ты воспитывался в такой семье, в таких отношениях.
Но если все же тебя критиковали и отвергали и иногда не понимали — в тебе остались обиды и претензии к родителям.

В нас, взрослых людях, хранятся целые залежи не высказанных родителям чувств, когда нас обижали, или отвергали, или не понимали. Потому что мы (как и наши дети сейчас!) далеко не всегда выражали (могли выразить!) свое чувство несогласия с родителями. И пока в нас живут эти невысказанные упреки, претензии, обиды — наши отношения с родителями нельзя назвать хорошими, «расчищенными». Между нами — залежи невысказанных чувств и эмоций, несказанных слов. И пока мы не освободим себя от этих претензий, не освободим себя от этих обид — наши родители не будут прощены нами.

Но каждому родителю, чтобы стать хорошим родителем — нужно сначала простить своих родителей за все ошибки, которые они невольно сделали по отношению к нему. Потому что пока твои родители не прощены тобой — ты неминуемо, постоянно будешь обречен повторять те же их ошибки. И ты, который клятвенно говорил в детстве: «Когда я вырасту — я никогда не буду так относиться к своим детям» — будешь делать это именно таким образом.

Твой непрощеный отец в тебе будет поднимать твою руку, чтобы ударить твоего ребенка. Твоя непрощеная мать будет заставлять тебя открывать рот и орать на твоего ребенка, так как это делала она.
Хочешь ты этого или нет — но не прощенные нами родители действительно остаются в нас, в нас остается их агрессия или закрытость, их равнодушие или их навязчивость. И они начинают вылезать, проявляться в нас.
И в этом нет ничего мистического. Я как бы не выпускаю из себя агрессию, накопленную по отношению к отцу — и она вылезает, выливается на моего собственного ребенка.

Наши дети становятся жертвами наших былых отношений с родителями. Чтобы воспитывать ребенка «по-новому», чисто, светло — нужно самому стать чистым и светлым человеком, не обремененным обидами и претензиями, агрессией и непрощением. И освободиться от этого — просто. Как бы странно для тебя это ни звучало, но действительно — освободиться от обид и простить родителей гораздо проще, чем жить с постоянной болью в сердце, с ненавистью или с непринятием.
Потому что освободиться — значит простить. А простить — значит понять. Понять, почему они это делали. Зачем они это делали.

А они просто были такими, какими были. И воспитывали нас так. как умели. Как могли, будучи такими, какими они были. (Как делаем сейчас и мы.) И не наученные никем, не подготовленные никем к воспитанию ребенка — они неминуемо (как и мы сейчас), делали ошибки, чаще всего даже не замечая, что делают их.
Мало того, наши родители еще меньше нас были научены воспитывать детей. Если ты делаешь ошибки в воспитании сейчас, во время, когда появилось огромное количество литературы о воспитании детей, когда есть программы на радио и на телевидении, посвященные воспитанию детей, есть тренинги, помогающие овладеть грамотным обращением с ребенком — то что могли знать наши родители, жившие во времена ограниченности и дефицита?
Они были еще менее подготовлены, менее развиты. Поэтому и делали это так, как могли делать.

И все. что они делали по отношению к тебе, они делали (как и ты сейчас!) — из самых лучших побуждений. Они делали это потому, что желали тебе добра, хотели сделать тебя хорошим человеком. И они свято верили — что именно этими методами и делаются по-настоящему хорошие люди!
Мало того, само время, в которое жили наши родители, их родители — наши бабушки и дедушки, во многом определило их неумелость, поспешность, неграмотность воспитания. Поколения наших родителей, наших дедушек и бабушек выросли в стране, в которой всегда был нужен маленький, исполнительный человек, послушный, «как все». Никто не ставил задачи формирования яркой, сильной личности, отстаивающей свои взгляды и убеждения Такой — какими нужно быть сейчас, в настоящее время.

Поколения людей в нашей стране воспитывали послушных, удобных детей. Сама страна формировала послушных удобных людей, исполнителей, «винтиков», послушно поднимающих руки на голосовании и соглашающихся с политикой партии и правительства. На это работала целая система воспитания, начиная от детских и молодежных организаций, заканчивая семьей.
Наши дедушки и бабушки, наши папы и мамы не знали, что мы, их дети и внуки, будем жить в другом строе, где нельзя быть маленьким и послушным, где нужно быть уверенным, сильным, активным, где нужно уметь стоять за себя, отстаивать свои позиции, достигать свои цели. Наши родители выполняли, хоть и неосознанно, социальный заказ социума, страны, в которой они жили. И мы. современные родители, до сих пор «заражены» этой целью, хотя не осознавали ее.

Кроме того, поколения наших родителей и бабушек выросли во времена трудностей, лишений, ограничений, когда нужно было просто выживать, прокармливать семью и детей. Даже рамки жизни на одну зарплату с невозможностью дополнительного заработка — уже ужесточали их жизнь и ожесточали сердца
Наши родители, жившие в ситуации недостаточности, материальных ограничений, вынужденные, как говорится, в поте лица добывать хлеб свой — не успевали, не имели сил и возможностей заниматься нами, выражать нам любовь и поддержку в той степени, в которой мы нуждались в них.

Мне хорошо запомнился один из участников тренинга, мужчина, с горечью рассказывавший о равнодушии, бесчувственности родителей. Они работали на заводе и, как все заводские, имели небольшой земельный надел. На нем сажали картошку, овощи — времена были трудные, дачные участки и такие вот наделы были необходимостью того времени. И с весны по осень каждый день после работы семья — родители и мальчик-школьник — встречались у проходной, чтобы вместе идти работать на этом участке. Всегда — в пять часов вечера
— Я ушел в армию, меня не было дома два года Наконец, я вернулся, пришел домой, из дома позвонил маме на завод.
— Мама. — радостно сказал я, — я вернулся!
— Хорошо, — сказала она — Тогда в пять часов у проходной...

Рассказывая об этом случае, мужчина не мог сдержать горечи: так встретить его после двухлетней разлуки!
Да. наши родители действительно были иногда сухими, бесчувственными. Но какими они могли еще быть, озабоченные выживанием'? Не дай Бог нам жить в такие трудные времена, когда «не до жиру — быть бы живу!» Можем ли мы осуждать их за это? И даже после времен бедности и лишений многие наши родители вынуждены были гнаться за материальным достатком (чтобы и нам создать более обеспеченную жизнь!) — и всегда ценой ограничения времени на общение, близость, понимание, так необходимые нам. И мы сами сейчас продолжаем гнаться за материальным достатком, находимся в постоянной гонке по жизни. И нам некогда — и нечего отдать, выразить нашим детям Потому что сердца наши наполнены не любовью, а постоянной суетой, тревогами, сомнениями о завтрашнем дне. желании больше заработать. Мы не далеко ушли от наших родителей. Так имеем ли мы право осуждать их?

Наши родители были такими, какими были. Они были такими, как их воспитали. Наших родителей такими воспитали их родители, которых воспитали их родители, которых воспитали такими их родители. Можно дойти, как говорится, до пятого колена, хоть до предков- неандертальцев Можно всех обвинять. Но зачем?
Нет смысла кого-то обвинять. Есть смысл нам сами делать по-другому, «по-новому». Они не виноваты в том. что проявлялись так. как проявлялись. В этом скорее, их беда Как можно их за это осуждать? Можно только пожалеть, что они были такими, какими были. Что они прожили такие жизни, какие прожили. Что они и сейчас получают последствия своего воспитания Можно только сочувствовать людям, которые прожили свои жизни не наполненными любовью.

Обвинять родителей за то. что они так относились к тебе — все равно, что обвинять их, что они говорили с тобой на том языке, на котором они с тобой говорили — на русском, украинском или казахском
Они говорили на нем, потому что сами родились в семье, где говорили на этом языке. И ты, родившись у этих родителей, — тоже начал говорить на нем и сейчас говоришь. И никто не виноват в этом. Просто ты попал в место, где говорили на таком языке. Но сейчас ты вырос и узнал, что есть еще другие языки. И ты можешь научиться говорить на этих языках, если начнешь учиться.

И в воспитании то же самое. Язык критики, язык непринятия, на котором с тобой говорили твои родители, которому научили их родители, уже устарел. И ты можешь научиться другому языку. Языку любви.
Но прежде надо взять на себя ответственность за те отношения, которые ты хочешь создать с твоим ребенком. И не оправдываться тем, что тебя этому не научили, что твои родители тебе что-то не дали. Они дали то. что могли. Но ты сейчас, осознав все их и свои ошибки, можешь дать своим детям гораздо больше
Есть еще один способ простить наших родителей. Этот способ — почувствовать к ним благодарность.
Наши родители совершили самый главный и замечательный по отношению к нам поступок —
они дали нам жизнь.

ОНИ ДАЛИ НАМ ЖИЗНЬ.
ОНИ ВПУСТИЛИ НАС НА ЭТОТ СВЕТ.
Только благодаря им мы живем сейчас и можем любить и радоваться, и рожать детей, и узнавать новое.
Они открыли нам целый мир под названием ЖИЗНЬ.
И этот их поступок — оправдывает, прощает им все последующие ошибки и прегрешения Тем более что за всеми их поступками и прегрешениями не было злых умыслов Они любили нас как могли. И воспитывали, как умели. И очень старались воспитать нас хорошими. И у них это — получилось.

(Маруся Светлова, "Воспитание по-новому").




понедельник, 21 декабря 2015 г.

Игры на развитие логического мышления.


1. Игрушки разбежались

Вам потребуются: игрушки.

Подберите несколько предметов для игры. Рассмотрите их вместе с малышом, расскажите, как вы хотите с ними поиграть. Например, машина, несколько кубиков, кукольная мебель. Объясните, что вы хотите построить дом для куклы Кати и поставить там мебель. Теперь попросите ребенка выйти в другую комнату. Разложите все выбранные вами предметы в разные места. Позовите малыша и сообщите ему, что все игрушки разбежались, а вы не можете их найти. Пусть кроха вспомнит, во что вы хотели играть и найдет ваши игрушки.
Игра способствует развитию памяти, внимания.

2. Экскурсия по дому

Покажите малышу куклу. Расскажите, что кукле Любе надоело жить в своем кукольном домике, она хочет отправиться в путешествие по всей квартире. Предложите ребенку показать Любе все, что есть у вас дома, назвать каждую вещь и рассказать, для чего она нужна. Кукла Люба, естественно, окажется любопытной девочкой и будет задавать массу вопросов. Игру можно растянуть на несколько дней.
Игра способствует развитию речи, памяти, внимания.

3. Исправь ошибку

Нарисуйте малышу картинку с заведомо неверной деталью в сюжете, например, дерево с зелеными листьями, цветы, радугу и снеговика. Или зайца, сидящего на дереве и т.п. Попросите ребенка найти, показать вашу ошибку. Пусть обоснует свое мнение.
Игра способствует развитию внимания, памяти, логического мышления.

4. Подбери крышку

Вам потребуются: кастрюли разного размера с соответствующими им крышками.
Расскажите ребенку, что у вас перепутались крышки, и теперь вы не знаете» какая крышка от какой кастрюли. Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру.
Игра развивает навыки классифицирования и сопоставления предметов.

5. Найди домик

Вам потребуются: карточки с изображениями зайцев: 3 — с маленькими зайцами и 3 — с большими; карточки с изображениями домиков: 3-е маленькими домиками, 3-е большими.
Расскажите ребенку о том, что зайчики вышли погулять и заблудились. Предложите ребенку помочь найти зайкам свои домики: маленьким — маленькие, большим — большие. Карточки с изображениями домиков разложите беспорядочно.
Игра способствует развитию навыков сопоставления.

6. Один - туда, другой - сюда

Вам потребуются: 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробка для больших кругов, коробка для маленьких кругов.
Придумайте сюжет игры, например, бабушка пекла блины — большие и маленькие. Большие - маме с папой, а маленькие деткам. Но все блины перепутались. Помоги бабушке разложить их по тарелкам. Пусть малыш распределит круги по коробкам: большие - в большую, маленькие - в маленькую.
Игра способствует развитию навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по признаку.

7. Закрой фломастер

Вам потребуются: фломастеры с колпачками, повторяющими цвет стержня.
Снимите колпачки с фломастеров, смешайте их. Предложите ребенку закрыть каждый фломастер своим колпачком. Называйте цвет каждого колпачка и фломастера.
Игра способствует развитию навыков систематизации предметов по признаку, мелкой моторики. Помогает запомнить цвета.

8. Правильная морковка

Вам потребуются: вырезанные из картона фигурки моркови разных цветов.
Разрежьте все фигурки на две части. Предложите малышу угостить зайчика морковью. Но дело в том, что зеленые и синие морковки — ненастоящие, зайчцк их не ест. Поэтому надо собрать все фигурки оранжевого цвета.
Игра помогает изучить цвета, развивает навыки классификации предметов по цвету.

9. Зеленое солнце

Нарисуйте солнце зеленого цвета. Покажите картинку малышу. Поинтересуйтесь, все ли правильно вы сделали? Когда выяснится, что солнце такого цвета вовсе не похоже на солнце, попросите кроху найти и дать вам желтый карандаш, чтобы исправить промах.
Игра способствует развитию внимания.
Какая машина - такая и дорога
Нарисуйте несколько небольших машин разного цвета. Попросите малыша раскрасить дорожки под ними. Цвет дороги должен совпадать с цветом машины.
Игра способствует развитию внимания, помогает изучить цвета.

10. Шарик пропал

Вам потребуются: разноцветные пластмассовые шарики.
Поиграйте с малышом в шарики, рассмотрите их, назовите цвет каждого шара, покатайте, побросайте в коробку и т.п. Незаметно спрячьте один из шариков. Обратите внимание малыша на то, что игрушек стало меньше. Поинтересуйтесь, не помнит ли он, какого цвета был потерявшийся шарик. Разыщите игрушку и покажите ее ребенку. Если он правильно назвал цвет, похвалите его, в противном случае еще раз назовите цвет каждого шарика. Игра формирует цветовое восприятие.

11. Подбери одежду

Вам потребуются: одежда для куклы, кукла.
Расскажите малышу, что его кукла с утра раскапризничалась и не может выбрать себе платье. «Помоги, пожалуйста, кукле одеться». Кукла в ваших руках капризничает: «Я хочу желтое плате!». Попросите малыша найти среди одежды желтое платье. Посмотрев на платье, кукла передумала: «Нет, не хочу желтое платье, хочу синий сарафан!» и т.д. Когда кукла все же выберет себе одежду, предложите ребенку подобрать носочки и платочек такого же цвета.
Игра способствует развитию цветового восприятия, мелкой моторики.

12. Подбери нитку

Вам потребуются: сдутые разноцветные шарики, нитки тех же цветов, что и шары.
Покажите малышу шарики и попросите подобрать к каждому шарику нитку такого же цвета. После успешно выполненного задания надуйте шары и поиграйте с ними.
В игре развиваются навыки сопоставления предметов.

13. Поправь меня

Преднамеренно допустите ошибку в цветовой гамме рисунка, например, нарисуйте дерево с синими листьями, фиолетовое яблоко или зеленое солнце. Попросите малыша объяснить, что на картинке неправильно. Еще раз нарисуйте картинку, не раскрашивая ее, пусть ребенок сделает это самостоятельно.
Игра способствует развитию цветового восприятия, внимания, памяти,
Утонул? Достанем!
Вам потребуются: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики и т.п.), предметы, не тонущие в воде (пластмассовые игрушки, мячик, деревянные дощечки и т.п.). Емкость с водой, два пустых ведерка.
Поставьте перед малышом тазик с водой и разложите все предметы. Предложите ребенку понаблюдать за тем, как ведет себя в воде тот или иной предмет. Поочередно бросайте в воду каждую приготовленную вещь. Попросите малыша, доставая предметы из воды, раскладывать их по разным ведеркам: те. которые тонут — в одно, те, которые не тонут — в другое.
Игра способствует развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов.по свойствам.

14. То ли тонет, то ли нет

Вам потребуются: бумага разных видов: тетрадный лист, альбомный лист, бумажная салфетка, картон, лист из глянцевого журнала, газетный лист, емкость с водой.
Поставьте перед ребенком тазик с водой. Напомните, как вы доставали и раскладывали тонущие и не тонущие предметы. Предложите посмотреть, как ведет себя в воде бумага. Поочередно опускайте в воду приготовленные образцы, комментируйте происходящее. В конце занятия покажите ребенку, как из мокрой бумаги можно лепить фигурки.
Игра способствует развитию наблюдательности, знакомит со свойствами предметов.

15. Кто быстрее

Привяжите к двум машинкам веревочки — короткую и длинную. Отдайте малышу машину с короткой веревкой и предложите посмотреть, чья машина доберется до хозяина •первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш. Поменяйтесь веревками и повторите игру. Положив веревочки рядом, наглядно покажите, что такое длинное и короткое.

16. Подумай и положи

Попросите малыша положить какой-либо предмет в определенное место, например: «Положи, пожалуйста, этот листок бумаги под большую книгу. Книга лежит на столе», «Положи, пожалуйста, тетрадь между раскраской и альбомом» и т.п.
Игра способствует развитию представлений о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа).

17. Рядом, перед, около

Вам потребуются: несколько игрушек.
Предложите малышу проехать в «автобусе». Пусть он выберет себе удобное место. Вокруг ребенка разместите игрушки. Поехали. «Тот, кто сидит сзади тебя, интересуется, какая сейчас будет остановка? Посмотри, кто это спрашивает?». Вместе с крохой придумывайте названия остановкам или вспоминайте знакомые ему. «Тот, кто сидит рядом с тобой, хочет знать, куда едет этот автобус? А кто сидит рядом с тобой?» и т.д.
Игра способствует развитию представлений о местоположении предметов в пространстве, развитию речи, воображения.

18. Размещаем гостей

У куклы День Рождения. Она пригласила гостей, приготовила угощение. Теперь надо подумать о том, как разместить приглашенных за праздничным столом. Рассуждайте вместе с ребенком: «Зайчика нельзя сажать рядом с волком, тот будет обижать зайку, давай посадим его рядом с петушком, они ведь дружат, помнишь сказку «Заюшкина избушка», где петух спас зайца от лисы? А волка мы поместим между лисой и медведем, они ведь все хищники. Цыпленок сядет около своей мамы - курицы, а курица — рядом с петухом. С одной стороны от петуха будет заяц, а с другой — курица и т.п.». Еще раз повторите порядок размещения. По приходе гостей, поручите малышу рассадить их правильно.
Игра способствует развитию представлений о местоположении предметов в пространстве, речи, внимания.

19. Правая рука, левая нога

Предложите малышу привязать к его правой руке колокольчик и позаниматься веселой зарядкой: если вы скажете: «Правая рука», надо поднять вверх руку с колокольчиком и позвенеть им. Если прозвучит: «Левая рука», надо поднять свободную руку и помахать ею. «Запутывайте» ребенка, несколько раз подряд повторяя одну и ту же фразу. Усложняя игру, можно привязать колокольчик еще и к левой ноге, при этом в игру включаются фразы «Левая нога», «Правая нога».
Игра способствует сенсорному развитию, развитию внимания, изучению понятий «Право — лево».

20. По мотивам «Трех медведей»

Вам потребуются: игрушки, повторяющие персонажей сказки (большой, средний, маленький).
Напомните малышу сказку о трех медведях. Предложите пригласить персонажей сказки в гости. «Пришедших» гостей следует усадить за стол. Попросите ребенка вспомнить, кто на каком стуле сидел. Дайте крохе три тарелки разного размера, предложите раздать их медведям, не указывая при этом, кому из них какая тарелка полагается. Понаблюдайте за ребенком. Если он не справляется с заданием, объясните, что папа-медведь ест из большой тарелки, мама — из средней, а медвежонок из маленькой. Пусть малыш самостоятельно расставит перед медведями чашки в соответствии с размерами.
В игре развиваются навыки сопоставления.


пятница, 18 декабря 2015 г.

Ребенок разговаривает сам с собой, как реагировать родителям?

Вика рисует: «Стебелёк зелёный, лепесточки розовые. Надо нарисовать солнышко. Где жёлтый карандаш?»,- беседует девочка сама с собой. «Почему она говорит сама с собой, может ей не хватает общения?» - волнуется мама.

Не переживайте, нет повода для беспокойства. Практически все дети в период с 3 до 7 лет беседуют сами с собой в процессе игры или просто комментируют свои действия. На первом этапе, когда малыш только учится осознавать себя как личность в этом большом мире, он полностью ориентируется на речь взрослых. Мама и папа, дедушка и бабушка, обращаясь к маленькому ребёнку, говорят: «Какая Вика молодец. Ой, какой домик построила Вика». И в речи ребёнка сначала будет присутствовать такая формулировка: «Вика нарисовала цветочек. Какая Вика молодец». Следующий этап, когда ребёнок, уже выделяет себя из окружения, начинает осознавать свои действия, экспериментирует, проговаривает многое из того, что ему приходится делать: «Буду рисовать. Здесь нарисую домик. А где нарисовать цветок?», - размышляет ребёнок. Это важный этап развития ребёнка. 

Он руководит сам собой, будто огромной армией, чётко озвучивая план действий. А это очень сильный толчок для формирования самоконтроля. К школьному возрасту ребёнок постепенно от внешней речи перейдёт к внутренней. Он не только научится действовать последовательно, но и сможет чётко формулировать свои мысли. Общение с самим собой помогает ребёнку не только контролировать свои движения и поведение, но и способствует развитию мышления.

Такая эгоцентрическая речь помогает развить очень важную для становления личности способность к ораторскому искусству. Это интересное для ребёнка времяпрепровождение - важный способ и выражения собственных мыслей, и возможность яснее понять всё, что происходит вокруг, и проще найти контакт с окружающими. Он слышит, как говорит, и впоследствии сможет контролировать свою речь. Чем больше ребёнок будет разговаривать с собой в детстве, тем проще ему будет формулировать свои мысли в устной форме в дальнейшем.

Ни в коем случае не запрещайте ребёнку вести диалог с собой. Ведь даже в старшем возрасте, например, при выполнении какого-то нового задания, порой требуется устно проговорить инструкцию, план действий, чтобы успешно справится с поставленной задачей. А уже потом, когда навык закрепится, он сможет выполнить, не задумываясь, данное задание.

Когда ребёнку объясняют, как правильно переходить дорогу, говорят: «Посмотри налево, дойду до середины, посмотри направо, переходи дальше». Сколько раз эту фразу малыш проговорит вместе с вами, а потом самостоятельно, прежде чем уже не будет задумываться над тем, куда посмотреть сначала?

Бывает и так, ребёнок уже подрос, но его разговоры с самим собой беспокоят родителей. В этом случае надо выяснить причину такого явления. В данном вопросе верное решение - обратиться за советом к специалисту. Может быть, так проявляется эмоциональность ребёнка, какие-то переживания, может быть – это сигнал о том, что ему действительно требуется помощь. На все вопросы всегда найдётся ответ, а у любой проблемы всегда есть решение.

четверг, 17 декабря 2015 г.

ТЕСТ-ЭКСПЕРИМЕНТ «МНОГО ЛИ МЫ ЗАПРЕЩАЕМ?»

Как-нибудь, проходя через скверик, где копошатся маленькие дети, просто прислушайтесь к тому, что и как говорят им мамы. Вас поразит, сколько замечаний обрушивается на детские головы. А если понаблюдаете ещё немного, легко заметите, что родители самых буйных детишек и родители самых застенчиво-тихих чем-то похожи: именно они чаще всего твердят «нет», «нельзя», «разве так можно», призывая (или делая вид, что призывают) к порядку своих малышей. 

Иногда кажется, что внутри такой мамы работает автомат по производству запретов, вот он включился, что-то там замкнуло — и теперь никак не остановится. Впрочем, сама мама в это ни за что не поверит. Мы вообще многое делаем на автомате. Не потому, что вредные, а потому, что так привыкли. И в силу привычки уже не замечаем своих промахов. 

На всякий случай проверьте: а сами-то вы не увлекаетесь запретами? Сделать это легко. Подойдёт любой день, который вы проведёте со своим ребёнком, нужно только запастись мелкими фишками, монетками или, например, орешками.

ТЕСТ-ЭКСПЕРИМЕНТ

Цель: Выяснить, много ли вы запрещаете (не пропускайте ни одного случая, когда вы что-то запрещаете своему ребёнку). 

Потребуется: Для этого теста вам понадобятся два кармана и много мелких монет (монеты можно заменить орешками, желудями, камешками, ракушками и т. д.). 

Процесс: С самого утра держите под рукой монетки. И делайте так. Каждый раз, когда вы говорите ребёнку «нет», «нельзя» или просто «не…» («не делай, не ходи, не смей…»), кладите монетку в левый карман. Каждый раз, когда вы хотели запретить что-то или были чем-то недовольны, но сдержались, кладите монетку в правый карман. 

Результаты: Уже к обеду ваши карманы потяжелеют. Многие родители замечали, что во второй половине дня монетки в левый карман начинают прибывать гораздо медленнее: «нетканья» становится меньше. Зато правый тяжелеет быстрее.

В конце дня подсчитайте свои «доходы». И прикиньте: а как бы вы сами реагировали, если б вам столько раз за день сказали «не-зя-я»? И положа руку на сердце, скажите: с вами легко ужиться? 

Ещё лучше, если в этом эксперименте будут участвовать и другие взрослые члены семьи. И когда вы сравните результаты, они вас, вероятно, удивят. А самое главное, появится повод для общесемейной беседы (и выводов). 

Попробуйте недельку-другую последить за собой и потом повторите тот же эксперимент. И если «доходы» станут меньше, можете смело себя поздравить. 

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Но вот — заметили, и что дальше? А дальше бывает так. Некоторые сознательные папы и мамы, честно отметив, что они слишком много говорят «нет» и «нельзя» своему любимому наследнику, решают круто измениться. Они резко перестают «грызть» своих детей и… направляют освободившуюся энергию в другую сторону — на то, чтоб погрызть самих себя. 

Ничего хорошего из этого, естественно, не выходит. «Повинившихся» родителей начинает мучить совесть, им хочется загладить свою «вину». А для этого они, быстренько развернув себя на 180°, делают всё наоборот: если раньше ребёнку безостановочно запрещали, то теперь всё позволяют— изо всех сил. К сожалению, сообразительные детки мигом оценивают новую родительскую тактику и буквально садятся на голову старательным родителям. 

Да, ваша задача, дорогие мамы и папы, — отказаться от запретов (вернее, свести их к разумному минимуму), но отказаться с умом!

Авторы: Заряна и Нина Некрасовы.

среда, 16 декабря 2015 г.

Почему сейчас многие дети начинают разговаривать после 3-х лет?

В последние годы родители бьют тревогу по поводу того, что их малыш начинает разговаривать гораздо позже, чем они в таком же возрасте. Если раньше срок для речевого старта был приблизительно в полтора года, то сегодня он сдвигается до 2,5-3 лет. Ребенок может отлично понимать, что ему говорят, и использовать разнообразные способы для общения – жесты, мимику, разные звуки, но полноценные слова или связные предложения ему не даются. Так почему же сейчас очень много детей начинают разговаривать после 3 лет?

Следует различать виды детского «косноязычия», требующие врачебного вмешательства.
Некоторые малыши начинают говорить на придуманном языке, изменяя слоги или слова. Родители не могут понять, что это не набор букв, а осмысленное название предмета, что приводит к капризам, злости и плачу со стороны ребенка. Если проблема задерживается надолго, рекомендуют обращаться к специалистам, так как причиной может быть сложное нарушение речи.

Другой вариант, когда стоит показать малыша докторам – заикание. При попытке произнесения слов, ребенок начинает проявлять страх, краснеть, движения становятся скованными. Причиной может стать стресс, совпавший по времени с моментом начала осмысленной речи ребенка. Его нервная система не успевает справиться с таким грузом и дает сбои. Лучше всего вовремя обратиться за помощью обеспечить малышу максимально спокойную обстановку в доме. Самая серьезная ситуация с отсутствием речи связана с повреждением головного мозга ребенка во время беременности матери.

Тут необходима специализированная коррекционная работа, иначе он может никогда не заговорить. Но и для крайне тяжелых случаях – ДЦП или синдроме Дауна - существуют методики, помогающие детям, намного отстающим от своих сверстников.
В большинстве же случаев речь о заболеваниях не идет, а долгое молчание связано совсем с другими причинами. Прежде всего, это темперамент малыша и особенности его натуры. Бодрый сангвиник заговорит гораздо раньше, чем задумчивый флегматик. Окружающие ребенка люди также могут быть невольными виновниками задержки речи. Если родители по большей части молчат и редко разговаривают с детьми, то тем просто не у кого научиться науке общения.

Другая крайность – командный тон в обращении к ребенку, подавляющий его инициативу в речи. Как ни странно, но и излишнее внимание тоже может стать негативным фактором в данной области. У малыша просто не возникает потребности произносить вслух что–либо, если каждое его желание исполняется задолго до того, как он его озвучит. Кроме того «виноваты» могут быть огромный поток информации, сваливающийся на современных детей, неблагоприятная экология и здоровье матери.
Начинать беспокоиться родителям стоит не раньше трех лет, и иметь в виду, что логопеды «бьют тревогу» только, если ситуация, когда ребенок не может изъясняться даже простыми предложениями, продолжается до четырех-пяти лет.


вторник, 15 декабря 2015 г.

Дети и телевизор.


Правило 1. Не больше одного мультика в день

Не будем себя обманывать: во многих семьях телевизор работает по много часов подряд, что сказывается на детском зрении самым пагубным образом. Между тем, в первые годы жизни у малышей происходит активное развитие зрительной системы, и телевизор оказывает значительное влияние на этот процесс.

Принято считать, что оптимальное время просмотра видео для старших дошкольников составляет порядка часа, и уж во всяком случае недопустимо позволять малышам смотреть более одного полнометражного мультика за день. Для младших школьников продолжительность киносеанса может быть увеличена вдвое, но в ходе просмотра обязательно нужно устраивать как минимум один 15-минутный перерыв».

Детский врач-офтальмолог и мама двоих детей Наталья Локшина, говорит: «В этот период чрезмерные нагрузки на глаза могут привести к серьёзным проблемам со зрением, а потому специалисты вообще не советуют устраивать телесеансы детям младше двух лет. Затем время пребывания ребёнка перед экраном можно постепенно увеличивать, начиная примерно с 20-30 минут в день.

Важно посадить ребёнка прямо перед экраном, на расстоянии не менее 2,5-3 метров, на диван или стул с вертикальной спинкой, служащей опорой для позвоночника. Не приучайте ребёнка кушать перед телевизором и постарайтесь сами избегать перерывов на перекус.

Правило 2 Создайте правильные условия для просмотра

Не стоит смотреть телевизор в полностью затемнённой комнате, поскольку слишком резкие перепады яркости быстро вызывают у детей зрительное утомление. Если есть возможность, смотрите мультики днём или вечером в хорошо освещённой комнате.

Правило 3 Следите за качеством изображения

В дозированных количествах просмотр мультфильмов безусловно способствует здоровому развитию ребёнка. При недостатке разнообразных визуальных ощущений у него может возникнуть амблиопия, то есть задержка в развитии зрительного анализатора. В этом смысле важно, чтобы изображение на экране было чётким, свободным от раздражающего мерцания и других дефектов. Нельзя допускать, чтобы знакомство с кинематографом для маленьких зрителей было омрачено блёклыми красками и расплывчатыми силуэтами. Очень важно, чтобы на телевизионном экране малыши видели своих любимых персонажей яркими, живыми, несущими радость и доброту.


Правило 4 Выбирайте добрые мультфильмы

Мультфильмы положительно влияют на развитие воображения, фантазии и эмоциональной сферы ребёнка. Очень важно следить, какие мультики смотрит ваш малыш персонажи должны быть разными (озорными, непоседливыми, спокойными), но не нести агрессию, вызывать не только положительные, но и отрицательные эмоции, учить дружбе, взаимопомощи и правильным поступкам.

Понаблюдайте, как ваш ребёнок реагирует на смену картинки, песни в мультфильмах, смешные и пугающие эпизоды, чтобы в следующий раз выбрать правильный фильм для семейного просмотра.

Правило 5 Смотрите мультфильмы вместе

Ничто так не объединяет, как совместное времяпрепровождение! Поскольку дети более активно реагируют на просмотр мультфильмов, чем взрослые, очень важно поддержать их воодушевление. Ребёнку обязательно нужно иметь возможность с кем-то поделиться своими переживаниями. Во время просмотра и после поговорите с малышом о персонажах, вместе нарисуйте героев мультика или придумайте отдельную историю про героев и разыграйте её. Кроме того, просмотр мультфильмов вместе с ребёнком даёт возможность объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо».


понедельник, 14 декабря 2015 г.

Как научить ребенка определять время.


Как известно, дети дошкольного возраста, в силу особенностей мышления (оно у дошкольников наглядно-образное), с трудом оперируют абстактными понятиями. Время относится именно к этой категории — его нельзя увидеть или потрогать, тем не менее все мы ощущаем его ход.

Как же научить дошкольника опpeделять время? 

Даже маленькому ребенку необходимо самостоятельно учиться планировать свое время и ориентироваться в нем. Тем не менее, и для 5-6 летнего ребенка сложно научиться определять время по стрелкам часов. У маленьких детей восприятие времени очень субъективно, впрочем и взрослым известен этот момент — когда мы заняты интересным и приятным занятием (для ребенка это, конечно же, игра или интересная прогулка), время ускоряется, проходит быстро — малышу может казаться, что он только начал играть, вошел во вкус, а на самом деле прошло уже несколько часов. Если же ребенок ждет, когда его заберут из детского сада или занят неинтересным для себя занятием, и 10 минут могут показаться несколькими часами.

С чего же начать обучение ребенка определению времени?

Последовательность событий

Совсем не обязательно и даже не нужно объяснять ребенку, где на часах какая стрелка и что она означает. Начинать обучение ребенка определению времени следует с самого простого и понятного дошкольнику — с последовательности событий, что легко сделать в процессе игр и повседневных занятий. Ребенок видит что за днем наступает вечер, потом ночь (надо ложиться спать), утром вставать и идти в детский сад, за утром следует день. Так малыша формируется первичное представление о времени, как о некой последовательности событий. Для закрепления этого представления, обращайте внимание малыша на любую последовательность событий, например в сказках - сначала мама испекла пирожки, потом отправила Красную шапочку к бабушке, потом Красная шапочка повстречала Серого волка.
Знакомим с прошлым, настоящим и будущим

Следующий шаг в ознакомлении ребенка со времени — понятия прошлого, настоящего и будущего.
Опять же, необходимо использовать повседневные занятия и игры, сопровождая их беседами и примерами. Например, сейчас вы гуляете, на улице светло, день — это настоящее. Вечером в гости приедет бабушка — это будущее. Спросите ребенка, что наступит, когда зима закончится. Рассматривая семейный фотоальбом, покажите ребенку каким маленьким он был раньше — это прошлое. Какими раньше были папа, мама, бабушка, дедушка — это тоже прошлое. Планируя что-либо совместно с ребенком (летний отдых, поход в театр, в гости), обращайте его внимание, что это будет в будущем. Вчера вы ходили в цирк — это прошлое.

Определяем времена года

Важно не только рассказать ребенку сколько в году сезонов и месяцев, но объяснить на наглядных примерах, что меняется в природе весной, летом, осенью, зимой. Также обратите внимание, что люди зимой и летом по-разному одеты. Загадайте малышу загадки - «зимой белый, летом серый» и т. д.

И, наконец, учим ребенка определять время по часам.

Когда малыш понял, что такое временная последовательность событий, что события и явления растянуты в прошлом-настоящем-будущем, что существует сезонная смена времен года, можно начинать знакомство ребенка с часами. Лучше всего для этого подойдут большие игрушечные часы с легко двигающимися стрелками и четкими большими цифрами. Для начала расскажите ребенку, что на часах две стрелки короткая (часовая) — она движется медленно, и длинная (минутная) — она проходит путь по циферблату гораздо быстрее. Познакомьте ребенка сначала с часовой стрелкой. Можно нарисовать плакат, на котором будут нарисованы большие часы с обозначением определенного часа и события из жизни ребенка, которое этому событию соответствует. Например, в 8 часов ребенок встает — на картинке изобразите часы со стрелкой на 8 часах и изображением утреннего подъема. Для начала достаточно будет 4-5 событий, повторяющихся каждый день в одно и то же время. Их можно определять как «до обеда», «после тихого часа», «после ужина», постепенно привязывая событие к положению стрелки на часах. Когда ребенок освоится с часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной — на нашем плакате добавятся события (опять же повторяющиеся каждый день в определенное время) и изображения часов как с часовой, так и с минутной стрелкой. Не забывайте спрашивать ребенка, во сколько он идет в детский сад, во сколько ложится спать и т. д.


среда, 9 декабря 2015 г.

Развиваем детскую память

Что такое память?
Память – это то, что мы помним долгие годы, а именно – образы и ассоциации в нашем сознании. Особенно надолго запоминаются те события, которые когда-то поразили нас, оставили след в душе. Это может быть поездка на море со всей семьей. Тогда вы будете помнить даже текстуру песка у вас под ногами и песочный замок, который вы строили с мамой. В вашей памяти всплывут эмоции, которые вы испытывали во время этой поездки и все ощущения, в мельчайших подробностях.

А вот сможете ли вы вспомнить формулу бензола? Или порядок разложения трехчлена? Это вряд ли воскреснет в вашей памяти так быстро, как вышеперечисленные образы, не правда ли? Причина этому то, что когда вы учили все эти формулы и алгоритмы процессы запоминания были практически не задействованы.

Как мы вспоминаем что либо? Зачастую, с помощью ассоциаций и образов того, что нужно вспомнить. Чем более крепкую ассоциативную связь мы установили с тем или иным предметом, тем лучше мы его запомним. Именно поэтому так важно развивать в дошкольнике абстрактно-образное мышление, ведь именно оно станет основой для развития быстрого и длительного запоминания.

Виды памяти
Видов памяти на сегодняшний день выделено огромное количество. Все они отличаются ведущим анализатором, точностью, качеством и длительностью. Так выделяют оперативную, механическую, логическую память. В зависимости от срока действия выделяют кратковременную и долговременную память. В зависимости от волевого аспекта существует произвольная и непроизвольная память. По анализаторам, которые задействованы в процессе запоминания, выделено зрительную, слуховую, кинестетическую память.

Как развивается память? Несмотря на вид, тип памяти, механизм развития у всех один и тот же. Главным условием запоминания является яркость и образность информации, которую необходимо запомнить. Как мы уже говорили, чем больше нас поразило то или иное явление, тем лучше мы его запомним. А значит, для того чтобы ребенок запомнил цифры и формулы, которые обычно ни у кого не вызывают интереса, необходимо раскрасить их яркими образами.
Итак, главное, что должны помнить родители – информация, которую нужно запомнить ребенку должна быть интересной и увлекательной, и самое важное – понятной малышу. Пусть ребенок учится понимать свои эмоции, прислушиваться к ним, а вы уж постарайтесь сделать так, чтобы цифры и алгоритмы стали для малыша яркими образами и вызывали положительные эмоции.

Далее в этой статье вы можете найти некоторые упражнения для развития памяти, представленные в игровой форме. Таким образом, ребенок будет одновременно развлекаться и играть. С помощью игр на развитие памяти ребенок не только научится техникам быстрого запоминания, но и научится обращать внимание на те мелкие явления, которых раньше не замечал.

Раздвигаем границы воображения
Итак, начнем со странных на первый взгляд заданий, которые помогут ребенку развить абстрактно-образное мышление. Спросите ребенка «Как, по-твоему, звучит пушистое облако?» «Какая на ощупь радуга?» попросите нарисовать животное, которое никто никогда не видел или запах любимых маминых духов. Взрослый человек даже задумываться не стал бы над такими несуразными вопросами. А вот ребенку это будет очень интересно.

Придумываем ассоциации
Называем ребенку любые слова, которые он знает. Задача малыша – сказать, с чем у него ассоциируются названные слова. Ребенок должен охарактеризовать каждое сказанное вами слово по такой схеме: цвет, запах, форма, текстура, вкус. Вы можете помочь ребенку, если ему трудно подобрать подходящее слово: выпишите прилагательные, которые соответствуют названным категориям. Читайте их вслух, а ребенок будет выбирать подходящую характеристику.

Потом можно поиграть наоборот. Вы перечисляете пару характерных черт какого-либо предмета, а ребенок должен угадать, о чем идет речь. Тут уже и вы сможете развить свое абстрактно-образное мышление, подбирая к знакомым словам характеристики.

Создаем образы
В этой игре можно использовать любые мелкие предметы. Выдайте ребенку спички, пуговицы, бумагу, мелкие детали конструктора. Из всего этого малыш будет создавать образы. Вы диктуете слова, а малыш выкладывает из мелких деталек образ, который ассоциируется у него с этим словом.

Визуализируем
Теперь образы, которые ассоциируются у ребенка с названным словом, ему нужно либо нарисовать, либо описать словами. Важно в этой игре использовать слова незнакомые ребенку, чтобы он фантазировал, подключал воображение. Как выглядит субмодальность? Опиши электрификацию и абракадабру. И так далее. Чем сложнее слова, тем интереснее играть.

Оживляем предметы
Пусть ребенок выберет любую приглянувшуюся ему вещицу и… оживит ее. Что бы, например, рассказала нам ручка, если бы была живой? Чем бы она занялась, куда бы пошла? Пусть ребенок опишет ее голос, то, как она передвигается, ее характер. Можно даже предложить ребенку устроить спектакль, где главные роли будут исполнять ожившие чашки, ложки, ручки, карандаши и так далее.
Запоминаем
В эту игру, наверное, играли многие. Перед ребенком несколько карточек с картинками. Он запоминает их, переворачивает и называет, что изображено на каждой картинке. Постепенно увеличивайте количество карточек, и уменьшается время, за которое малыш должен запомнить картинки. С помощью карточек можно научить ребенка ассоциативному запоминанию. Так, например, ребенок выкладывает карточку, на котором изображен, например, мяч. Вы в это время говорите слово, которое никак нельзя связать с мячом, например «шкаф». Ребенок должен провести ассоциацию между этими двумя предметами, так, чтобы запомнить слово, которое вы продиктовали.

Внимательно наблюдайте за ребенком, чтобы выяснить, каким типом памяти он обладает. Как известно, существует три основных типа памяти: визуальная, аудиальная и кинестетическая. Понятно, что ребенку с визуальным типом памяти гораздо легче запомнить предмет или информацию, если он ее увидит. Аудиалам легче запоминать на слух, а кинестетикам – на ощупь, с помощью ощущений. Если вы выявили ведущий типа памяти своего ребенка, все упражнения должны быть направлены на развитие остальных типов памяти.

Далее представленные техники, которые помогут не только развить память ребенка, но и понять, какой типа памяти является у него ведущим. Если ребенку легко удается запомнить зрительные образы, но практически не получается запоминать «на слух», то он явно относиться к визуальной группе. Используя нижеперечисленные техники, вы поможете ребенку развить те способы запоминания, которые являются слабыми на данный момент.

Логические связи
Если малышу трудно запоминать разрозненные слова или образы, научите его создавать логические связи между всеми перечисленными словами. Таким образом, по цепочке ассоциаций ребенок восстановит весь список слов, которые вы ему прочитали. Например, он может на ходу придумывать рассказ, используя продиктованные слова. Потом ему останется только вспомнить этот рассказ, и нужные слова всплывут в памяти сами собой.

Цепочки ассоциаций
Если ребенку сложно запомнить незнакомые ему слова: термины или слова иностранного происхождения, этому тоже можно помочь. Ребенку нужно запоминать не слова, а те ассоциации, которые появились у него в связи с прочитанным словом. Каждая ассоциация потянет за собой и слово, которое нужно вспомнить.

Звуковые сходства
Эта техника очень хороша для запоминания иностранных слов. Вы просто подбираете русское слово, которое звучит так же, как интересующее вас иностранное и проводите между ними ассоциативную связь. Например, нужно запомнить слово «ball» – мяч. Есть слово «боль», которое произносится, похоже. Значит, вас задели МЯЧОМ, и вы чувствуете БОЛЬ.

Ассоциации из жизненного опыта
Пусть ребенок учится проводить связь между тем или иным явлением и собственным жизненным опытом. Например, ребенку нужно запомнить текст, повествующий о морских рыбах. Напомните ему, что вы ездили на море и там ныряли с аквалангом. На дне вы видели множество красочных рыб, которые плавали неподалеку. Связывая текст с личным опытом, ребенку будет намного легче запомнить его.

Преувеличение и раскрашивание
Нужно запомнить черно-белый образ? Разукрасьте его! Если ребенку сложно запомнить образ чего-то маленького, пусть увеличит его в своем воображении. Преувеличивая и разукрашивая, делая образ ярче, ребенку гораздо легче его запомнить.

Входим в картинку
Очень хорошим способом запомнить изображение – войти в него. Пусть малыш вообразит, что стал участником картины. Тогда ему будет легче запомнить все самые мелкие детали, которые на ней изображены.

Оживляем и сопереживаем
Этот метод еще называют тактильной и обонятельной памятью. Любой образ можно представить в виде реального предмета. Можно придумать его цвет, форму, вкус, запах. Оживляя и материализуя, таким образом, незнакомые и сложные слова, их гораздо легче запомнить. Ведь правда, слово «генетика» становится проще, если представить его в виде шершавой спирали с определенным запахом и цветом?

Передозировка информации
Чтобы малыш учился запоминать мелкие детали текста или предмета, используйте больше информации, чем представлено в исходном материале. Акцент делается на мелких, неважных деталях. Таким образом, ребенок учится видеть даже самые незаметные детали.

Цифробуквенное кодирование
Ребенку изначально сложно запоминать цифры, так как они более абстрактны, чем слова и образы. Поэтому нужно «оживлять» цифры, чтобы ребенку было проще их воспринимать. Каждую цифру можно представить в виде какого либо предмета. Например, единицу можно представить в виде палки, двойку – в виде лебедя и так далее. Таким образом, чтобы вспомнить нужную цифру, ребенок будет вылавливать нужный образ из сознания, и проводить ассоциацию.

Каким методом пользоваться?
Каким образом ребенку выбирать технику запоминания в том или ином случае? Самое первое, что вы должны сделать: отработать все техники запоминания до такой степени, чтобы ни одна из них не вызывала у ребенка сложностей. Тогда каждая техника будет сама собой всплывать в сознании ребенка, если ему нужно будет что-то запомнить.

Занятия для развития памяти должны быть для ребенка игрой. Нельзя забывать о том, что рутина и обязаловка убивает заинтересованность малыша. А раз техники запоминания – это игры, то вы можете играть где и когда угодно. Даже сидя в очереди к врачу или гуляя в парке, вы можете играть с малышом в ассоциации, рисовать образы палочкой на песке и так далее. Главное, не забывайте, что дошкольник может заниматься одной деятельностью не дольше 20 минут – потом внимание рассеивается и ему нужно предлагать другое развлечение.

Запоминаем стихи
Как малышу будет легче учить стихи? Конечно с помощью создания образов и ассоциативных связей. Алгоритм таков: вы медленно читаете стих, пока ребенок с закрытыми глазами слушает и создает в сознании образы каждой строчки. Чем больше деталей и подробностей будет в образе стихотворения, тем легче ребенку будет воспроизвести текст. С помощью воображения ребенок вселяется в стихотворение и становится его действующим лицом. Потом ребенку нужно будет всего лишь описать картинку, которую он вообразил, и в сознании сразу всплывут те строки, которые он оживлял. Главное объяснить ребенку, что такое рифма и ритм и тогда малыш будет рассказывать стих, а не описывать его своими словами.

Как запомнить большой объем информации?
Если малышу нужно запомнить большой текст или сложную тему, рисуйте вместе с ним карту памяти. Рисовать на сей раз нужно не в воображении. А на простом листе бумаги, используя карандаши и ручки. В центре листа пишется основная тема текста, который нужно запомнить. Далее, от темы отходят стрелочки, которые изображают блоки текста с ключевым словом каждого блока. С помощью символов, рисунков и подписей, ребенок будет выражать свое мнение о тексте, то, что он понял в нем и то, что чувствовал, когда читал его. Позже ребенок сможет таким же образом создавать карту памяти уже у себя в мозгу, без бумаги и ручек.

Когда начинать тренировать память?
Память ребенка можно развивать уже с 10 месяцев. Например, можно попросить ребенка найти нужную игрушку, маму, указать, какой предмет пропал из ряда разложенных перед ним вещей. Чем старше ребенок, тем сложнее будут задачи. Например, ребенку нужно будет на ощупь узнавать и называть предметы. С помощью таких игр будет развиваться тактильная, двигательная память и мелкая моторика рук. Еще можно играть с малышом в «Зеркало», когда ему нужно повторять ваши движения с увеличивающейся скоростью.


вторник, 8 декабря 2015 г.

Почему ребенок делает все назло?

Иногда дети ведут себя «плохо». На мой взгляд, это понятие очень расплывчато и сугубо индивидуально, ведь что плохо для одного, вполне нормально для другого.
Если обобщить, то под плохим поведением я подразумеваю нарушение норм поведения, принятых в конкретной семье.
Конечно, я не буду описывать все возможные ситуации, так как это сделать нереально, ведь детская фантазия на шалости просто безгранична.Сегодня хотелось бы поговорить о такой причине плохого поведения ребенка, как привлечение внимания.

Через привлечение внимания родителей, делая все назло, проходят все дети, просто у некоторых это закрепляется, а у других нет.
Суть плохого  поведения:  дитятко словно намеренно нарушает правила, делает плохо, назло. Иногда кажется, что оно как 
будто пытается довести родителей до белого каления и успокаивается только после того, как на него наорут.
Причины плохого поведения: чаще всего взрослые ругаются гораздо более бурно, чем хвалят. А если сюда добавить аксиому, что детям совершенно безразлично с каким знаком (+ или -) внимание им оказывают, то все становится ясно. Для карапуза однажды оказывается выгоднее вести себя плохо, так как на него сразу обращают внимание, а значит любят.
Последствия привлечения внимания негативным поведением: если такой стереотип поведения закрепляется, то это приводит к разным, не очень приятным вещам.
Во-первых, ребенок постепенно становится совершенно неуправляемым, ведь он начинает нарушать все правила, которые пытаются установить взрослые. Отмечу, что бывает и так, что малыши пытаются нарушать правила в духе «не убегать от мамы на улице, не убегать на дорогу».
Во-вторых, постепенно у ребенка формируется негативное самопредставление, заниженная самооценка, что не удивительно, так как ребенок себя плохо ведет, и на него все время ругаются. Как следствие, ребенок считает себя по жизни не достойным ничего хорошего, мотивации достижения успеха быть в такой ситуации не может в принципе. Ну и, конечно, он будет до последнего следовать ярлыку, который на него 100%  навесят, например, лентяй, неряха, бестолочь, хулиган и т.п.
В-третьих, чем дольше ребенок находится в такой ситуации, тем больший иммунитет у него вырабатывается к положительному вниманию, то есть, спокойный тон, похвала на ребенка перестают действовать в принципе. Чем дальше, тем сложнее будет нормализовать общение. А какие фортели выкидывают такие дети в подростковом возрасте — это вообще отдельная тема.
Методы предотвращения плохого поведения:
Итак, мы знаем, что ребенку нужно внимание. А добиваться  его он очень хорошо научился негативными способами.Значит, нам надо показать ребенку, что этот способ невыгоден по сравнению с привлечением внимания хорошими поступками.Для этого надо хвалить малыша за любую мелочь. Если что-то получилось хоть чуть-чуть, если вежливо поздоровался и т.п. — обязательно хвалите!  Хвалить надо за то, за что раньше не хвалили.  Пусть вы будете его хвалить за вещи сами собой разумеющиеся («Я вот только сейчас поняла, что ты у меня такой большой уже, сам одеваешься. Как же я тобой горжусь!») . Нужно больше времени проводить вместе в новой обстановке.И наоборот, максимально игнорируйте негативное поведение. Предупрежу сразу: если вы решительно настроены переломить сложившуюся ситуацию, то, возможно, Вам придется запастись валерьянкой и тому подобным, так как ребенок будет сначала проверять вас на прочность, будет стараться буквально выбить из вас негативную реакцию, ведь он так привык. Ни в коем случае поддаваться нельзя, на все проделки минимум реакции, спокойным тоном общаемся, то есть, не даем ребенку ожидаемой реакции. И максимально его хвалим, тискаем за положительные вещи.