Способности – это
психологические особенности человека, от которых зависит успешность
приобретения знаний, навыков, умений. Один из самых сложных вопросов – о
происхождении способностей: врожденные они или все-таки формируются при жизни?
Ответы, которые дают исследователи на эти вопросы, противоречивы. Можно
столкнуться с высказываниями вроде: «Музыкантом (математиком, поэтом) надо
родиться» и с совершенно противоположными: «Талант – это 1% способностей и 99%
пота». У каждой точки зрения есть свои доказательства.
Способности – это
врожденное
1. Считается, что
доказательством врожденности способностей (то есть, их получения по наследству)
является их раннее проявление у ребенка. Как известно, музыкальные способности
у Моцарта проявились в 3 года, в Гайдна – в 4, Рафаэль показал себя как
художник в 8 лет.
2. О врожденности
способностей можно говорить также на основании повторения их у потомков
выдающихся людей. Существуют целые династии одаренных личностей. Например,
семье Бахов было около 60 музыкантов, из них 20 – выдающиеся. Известны династии
театральные (Садовские), цирковые (Дуровы), династии ученых (Якушкины,
Фортунатоы). Впрочем, эти факты могут свидетельствовать не столько о
биологической наследственности, сколько о наследственности определенных условий
жизни и жизненных ценностей, которые благоприятствуют развитию в семье
совершенно определенных способностей.
3. Более строгие
факты получены в результате исследований с применением близнецового метода.
Между собой сравнивались умственные показатели однояйцевых близнецов и просто
пар братьев и сестер. Корреляция показателей внутри однояйцевых пар оказалась
очень высока, у братьев и сестер она была значительно ниже.
4. Результаты
исследования животных с применением метода искусственной селекции
продемонстрировали возможность накопления генетической предрасположенности к
успешному обучению.
Способности могут
быть сформированы в течение жизни
1. Показательно
исследование, проведенное отечественными психологами, в котором был выявлен
заметно более высокий показатель музыкальных способностей у вьетнамцев, нежели
у русских. Выяснилось, что во вьетнамском языке высота звука несет
смыслоразличительную функцию, а в русском такой функции нет. Поэтому
музыкальные способности вьетнамцев продиктованы языковой необходимостью.
2. Известно немало
случаев, когда вокруг выдающегося учителя образовывалась большая группа
талантливых учеников, по численности и уровню способностей совершенно
необъяснимая с точки зрения статистики. Один из таких выдающихся педагогов,
М.П. Кравец, утверждал, что неспособных детей вообще не бывает. Если уроки
проходят в интересной для ребенка форме и захватывающей манере обучения, то и
результаты развития способностей окажутся высокими.
3. Исследователями
были выявлены психологические факторы развития способностей:
- для развития
познавательных способностей детей должно быть организовано определенное
обустройство среды, созданы условия для того, чтобы взаимодействие детей и
взрослых носило характер сотрудничества и содружества.
- познавательная и
интеллектуальная деятельность ребенка должна сопровождаться положительными
эмоциями. Педагог должен отмечать любые достижения ребенка, тогда происходит
фиксация успеха и желание развиваться.
- взрослый передает
свою заинтересованность ребенку, удивляется и радуется вместе с ним.
- у ребенка возникают
специфические интеллектуальные эмоции: сомнения, догадки и уверенность.
Таким образом, вопрос
о происхождении способностей остается открытым: с одной стороны, существуют
природные предпосылки способностей, но насколько она проявятся, зависит от
условий индивидуального развития человека. Кроме того, неотъемлемым компонентом
способностей является повышенная мотивация.
Комментариев нет:
Отправить комментарий