Дети в 2—3 года стараются все увидеть, хотят всё понять и
узнать, т. е. проявляют большую любознательность. Они всюду «лезут», задают
массу вопросов, зачастую мешают и надоедают взрослым. Их интересует абсолютно
все: «Что это?», «А как птичка летает?», «Куда спряталось солнце?», «Почему
снег идёт?» и многое, многое другое.
Наша обязанность на все эти вопросы давать разъяснения,
чтобы ребёнок лучше и правильней понимал окружающий мир. Родители, которые не
отвечают на вопросы детей или пытаются отделаться не объясняющими фразами, типа
«Потому что», «Значит так надо», «Отстань», «Мне некогда», «Спроси у мамы
(папы)» совершают огромную ошибку. Такие ответы, кроме разочарований и обид,
ничего больше у детей никогда не вызывают, а в результате они перестают
обращаться к родителям со своими интересами и вопросами.
Дети в этом возрасте с огромным, не поддельным вниманием
слушают объяснения на вопросы (пусть и глупые, ведь им этого не понять).
Поэтому не надо отмахиваться, а наоборот постараться удовлетворить возникший
интерес, объясните в доступной и понятной форме всё, что малыша заинтересовало.
Получив понятный ответ на свой вопрос, дети затем в играх
изображают полученную информацию, рассказывают другим, и этим закрепляют знания
в памяти. Если наблюдения детьми окружающей действительности сопровождается
интересными и верными объяснениями взрослых, развивают их понимание и
представления, они лучше ориентируются в окружении, сравнивают, сопоставляют,
устанавливают связи между разными явлениями, пытаются самостоятельно понять их
причины, ведь вы даёте базис.
Взрослые, давая доступные для понимания ребёнка и
правильные объяснения встречающихся явлений, дают толчок к развитию у него
пытливости ума, еще большему стремлению узнать, понять. Привыкнув на все
вопросы получать объяснения от взрослых, малыш самостоятельно старается найти
ответы и причины того или иного. Это очень важно в развитии мышления детей.
Интерес к происходящему у детей этого возраста так велик,
что их иногда бывает трудно отвлечь от занятия или того, чем привлечено его
внимание. Дети подолгу могут следить, смотреть за чем-либо, спрашивать детали,
а после сами рассказывать. Вспомните, с каким огромным интересом ребёнок
наблюдает, как папа что-нибудь чинит, как мама делает прическу, или накладывает
косметику, как работает кран, как летит самолёт и прочее.
Рассматривая длительное время заинтересовавший объект
ребёнок, проявляя наблюдательность, может сам делать выводы («У дяди много
книг», «У девочки красивый бант»), но выделить в увиденном важное, что-то
существенное, установить в наблюдаемом связи отдельных явлений и элементов
наблюдаемого и всевозможно оценить предмет у него еще не получается. Внимание
малыша очень легко отвлечь. Детей совсем невозможно заставить делать, смотреть
или слушать что им совсем не интересно.
Умение наблюдать, внимательно, сосредоточенно слушать и
наблюдать — это очень жизненно важные и ценные качества, необходимые ребенку в
любом занятии и работе и без них невозможно качественное и эффективное обучение
в школе и высших учебных заведениях. Поэтому серьёзно отнеситесь к развитию у
детей тяги в постижении нового, приучайте не бегло и поверхностно воспринимать
окружающее их, а внимательно изучать, вдумываться, наблюдать и искать причины
явлений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий