Translate

пятница, 22 мая 2015 г.

Детская ложь и ее причины.

Многие дети способны к осознанной и продуманной лжи уже в младшем дошкольном возрасте, и зачастую первый обман ребенка производит на родителей большое впечатление. Мама и папа привыкают к забавной наивности поведения ребенка, и вдруг выясняется, что ребенок может быть нечестен в чём-то. Многие родители сразу начинают думать, что ребенок «испортился», что они упустили какие-то моменты в воспитании, кто-то просто наказывает ребенка. Между тем, это совершенно обычное явление, свидетельствующее о нормальном интеллектуальном развитии ребенка, нужно только правильно воспринять новый опыт во взаимоотношениях с ребенком и постараться понять причины, подтолкнувшие его к обману. Беспричинной лжи не бывает, исключения составляют лишь случаи патологических отклонений, требующих психотерапевтического лечения.
Детскую ложь можно разделить на несколько категорий, в соответствии с причинами, вызвавшими её.

Для начала нужно разграничить детскую ложь и фантазирование. Фантазии ребенка характеризует его эмоциональную сферу, его желания, которые он не всегда может выразить словами. Для лжи характерно целеполагание и мотив, это сложный интеллектуальный процесс. Детские выдумки и фантазии бывают спонтанны и на первый взгляд  никак не обоснованны, но внимательный родитель всегда сможет извлечь из них что-то полезное-информацию о состоянии ребенка, его проблемах. Если ребенок много «выдумывает» в дошкольном возрасте - это не страшно, в возрасте 4-6 лет реальность и вымысел в сознании сосуществуют, с помощью фантазии ребенок учится мысленно воспроизводить ситуации, недоступные в реальности, овладевает навыками моделирования образа.

Далее рассмотрим разновидности собственно лжи.

1. Ложь ради самоутверждения. Ребенок приукрашивает свои качества, рассказывает о героических поступках, которых он на самом деле не совершал, выдает желаемое за действительное, приукрашивает. Иногда такая ложь случается просто в силу темперамента - к ней склонны «артистические натуры», дети -экстраверты. Как правило, таким образом ребенок просто хочет привлечь к себе внимание. Также подобные поступки характерны для детей с заниженной самооценкой, неуверенных в себе.

2. Ложь из страха. Зачастую дети лгут потому, что взрослые не готовы принять неприятную правду - ещё одно следствие привычки многих родителей к идеализации. Типичная ситуация - ребенок признается в каком-либо проступке или действии, взрослый характеризует его негативно, но переносит  само действие на ребенка, например, говорит «какой ты плохой, что так сделал». Всё, дальше ребенок, элементарно в целях самозащиты, будет стараться что-то выдумать, солгать, чтобы не получать негативных оценок и быть в глазах родителей как прежде «хорошим». Если ребенка наказывают - тем более. Родителям важно научиться воспринимать от ребенка и горькую правду в том числе. Тогда ребенок не будет лгать из страха, что его накажут .


3. Отдельная категория-ложь из чувства вины. Это те ситуации, когда ребенок берет на себя вину за поступок, который он не совершал. Если такое поведение замечено уже в младшем дошкольном возрасте, значит, что-то в семье не так, и психологический микроклимат далек от идеального. Подобное поведения свидетельствует о ранних проявлениях комплекса неполноценности.

4. Дурной пример. Здесь все понятно - ребенок просто копирует модели поведения взрослых или сверстников.

5. Ложь во спасение. Проявляется в виде «корпоративной», групповой этики -  например, ребенок не выдает совершившего проступок товарища и лжет чтобы спасти того  от наказания. Также это  характерно для ситуаций, когда между членами семьи натянутые отношения, и ребенку приходится лавировать (ситуации, когда два члена семьи в ссоре, и  ребенок не рассказывает одному, что о нем думает другой, лжет, чтобы спасти отношения).

6. «Соревновательная ложь». Проще говоря- когда ребенок жульничает, например в игре. Характерна для возраста 5-6 лет, так как именно в это время складываются и укрепляются различные групповые отношения -в семье, в детском саду. Ребенок приобретает статус в каждой из групп. Чтобы повысить статус, стать лидером, ребенку приходится идти на всяческие ухищрения, подчас нечестные, с точки зрения морали.

7. Настоящая, продуманная и осознанная ложь встречается все-таки у маленьких детей не так часто. Если же ребенок в раннем возрасте часто и продуманно лжет, это свидетельствует об определенных психологических проблемах.

В конце концов, не следует требовать от ребенка невозможного. Если взрослые лгут, даже в мелочах, ребенок обязательно  это подметит и подумает «а почему мне нельзя?»

Проблеме детской лжи посвящено немало трудов и исследований. Например, советский ученый Л.С Выготский, классик психологии, много времени посвятил изучению мышления ребенка и пришел к выводу, что детская ложь представляет собой форму продуктивной творческой активности. Ребенок продумывает достаточно сложную модель, прогнозирует реакции взрослых и свои будущие действия. Часто детская ложь встречается там, где ребенок не владеет полной информацией о каком-либо явлении или событии и соответственно не может оценить его в рамках предыдущего опыта. Взгляд Выготского нетривиален, феномен детской лжи интересовал его скорее как модель поведения.

Так как же бороться с проявлениями детской лжи?

Первое - навсегда отказаться от физических наказаний. Доказано, что дети, подвергавшиеся физическим наказаниям, лгут чаще других. И это объяснимо - в ребенке просто включается инстинкт самосохранения, а в дальнейшем он приспосабливается извлекать для себя выгоду из обмана.

Второе - не лгать самим. Любые рассуждения о морали, честности и «хорошем » поведении разбиваются о личный пример, который ребенок видит перед глазами.

Третье - не провоцировать ребенка на ложь. Это очень важно. Зачастую взрослые сами приучают ребенка лгать вечными допросами и нравоучениями. «Не ты разбил эту вещь? А кто же? Я заставлю тебя признаться!», «Не ты ли  ходил туда, куда я тебе запрещала? Нет? А я по глазам вижу что ходил!» и т.п. Это такая своеобразная психологическая игра , которая некоторым, вероятно, доставляет даже некое удовольствие. Не стоит. Лучше говорить прямо. «У тебя какая-то неудача. Надо обсудить, почему так», «Ты это сделал, понятно. В следующий раз будь внимательнее», «Я знаю, что все было не так, как ты говоришь. Надо делать так-то и так-то, чтобы вышло хорошо». Если ребенок лжет во спасение, например, защищая товарища, не стоит его поощрять, но вполне можно сказать фразу: «Я тебя понимаю». Если ребенок лжет чтобы добиться цели, жульничает, стоит напомнить ему: тот, кто не играет по правилам, в конечном счете может оказаться вне игрыю Психологи считают, что урок прямодушия от взрослых может оказаться самым важным уроком.

Комментариев нет:

Отправить комментарий