Память –
важный для обучения и развития познавательный процесс. Скоро в школу: уроки,
задания, ответственность, а ребенок по десять раз одно и то же переспрашивает. С одной стороны,
память действительно развивается сама – в процессе общения, повседневных
ситуаций. С другой, нужны и специальные навыки, и тренировка. В 4−6 лет
меняется процесс запоминания. Память становится смысловой, освобождается от
опоры на восприятие. Ребенок начинает осознанно управлять своей памятью. Но он
не может научиться приемам запоминания, если у него нет в этом необходимости.
Родителям стоит об этом позаботиться – особенно если ребенок не ходит в садик,
где такие занятия – часть программы.
Домашние уроки по развитию памяти должны быть
интересными для детей. Например, разыгрывание сценок, или чтение стихов по
ролям, или игры. И будет лучше, если сам ребенок не будет знать, для чего вы
это делаете.
Игры для
развития памяти.
Найди, что изменилось.
Положите перед ребенком 5–6 игрушек, попросите запомнить, а потом закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами (1–2), ребенок должен найти и положить на место. Количество «замен» увеличивайте, пока ребенок не сможет восстановить весь ряд полностью.
Положите перед ребенком 5–6 игрушек, попросите запомнить, а потом закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами (1–2), ребенок должен найти и положить на место. Количество «замен» увеличивайте, пока ребенок не сможет восстановить весь ряд полностью.
Клубок.
Вы начинаете и говорите: «Мы собираемся в отпуск. Сейчас я достану чемодан и положу туда брюки». Ребенок продолжает: «Я положу брюки и майку». Вы перечисляете то же самое и что-то еще. Игра, кроме того что тренирует память, помогает снять напряжение, успокоиться.
Вы начинаете и говорите: «Мы собираемся в отпуск. Сейчас я достану чемодан и положу туда брюки». Ребенок продолжает: «Я положу брюки и майку». Вы перечисляете то же самое и что-то еще. Игра, кроме того что тренирует память, помогает снять напряжение, успокоиться.
Визуализация.
Вернувшись домой, спросите ребенка о том, что было, пока вы гуляли. Кого встретили? Во что он был одет? Какая машина стояла у подъезда? Можно также вспоминать обстановку дома у бабушки или, например, расположение столов в детском саду. Устно или с помощью рисунка.
Вернувшись домой, спросите ребенка о том, что было, пока вы гуляли. Кого встретили? Во что он был одет? Какая машина стояла у подъезда? Можно также вспоминать обстановку дома у бабушки или, например, расположение столов в детском саду. Устно или с помощью рисунка.
Пары слов.
Подберите пары слов, связанных между собой по смыслу. Собака – миска, окно – занавеска (всего 20 пар). Произнесите все пары ребенку. Потом, через минуту, говорите одно слово из пары, а он называет второе. По прошествии 30–40 минут еще раз говорите одно слово из пары – ребенок опять вспоминает второе. Тренируется и кратковременное, и долговременное запоминание.
Подберите пары слов, связанных между собой по смыслу. Собака – миска, окно – занавеска (всего 20 пар). Произнесите все пары ребенку. Потом, через минуту, говорите одно слово из пары, а он называет второе. По прошествии 30–40 минут еще раз говорите одно слово из пары – ребенок опять вспоминает второе. Тренируется и кратковременное, и долговременное запоминание.
Повторяй за мной.
Взрослый
становится за спиной ребенка и проделывает ряд манипуляций с его телом.
Поднимает, например, одну руку, сгибает в локте другую, наклоняет голову.
Потом просит ребенка выпрямиться и заново проделать эти движения по памяти.
Кто больше?
«Что бывает синего цвета?» − говорите вы, и ребенок должен назвать 3–5 предметов только синего цвета. Потом он сам дает задание: «Что бывает только круглое?» Можно играть всей семьей.
«Что бывает синего цвета?» − говорите вы, и ребенок должен назвать 3–5 предметов только синего цвета. Потом он сам дает задание: «Что бывает только круглое?» Можно играть всей семьей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий