Translate

пятница, 12 сентября 2014 г.

Как поддержать творчство в детях 8-10 лет?

Стимулирование творчества в детях 8-10 лет может стать непростой задачей, потому что дети этого возраста тяготеют к сходству с окружающими, соответствию ожиданиям и т.д. В это время их жизнь становится все более основанной на реальности, их рисунки перестают быть причудливыми, в них теряется фантазийная направленность.
Дети начинают стараться сделать все «правильно», «как должно быть», «как у других». Они перестают рисковать за пределами своей зоны комфорта, понятие «хорошо» становится для них очень значимым во всех сферах деятельности. За первый класс начальной школы происходит падение творческой активности примерно на 25%. Свой вклад в такое положение вещей, безусловно, вносит большинство школ, в которых поощряется линейное мышление, в котором возможен только один правильный или «лучший» ответ. И получается, что родители, которые ценят творчество в своих детях, вынуждены бороться с двумя практически непреодолимыми силами: естественного развития ребенка в сторону желания соответствовать окружающему миру и создания школьных классов с учениками, которые обладают одними и теми же знаниями.
В целях повышения творческих способностях в детях возрастной группы 8-10 лет, родителям прежде всего нужно иметь четкое понимание того, что такое творчество и что является лучшим для развития своего ребенка. Многие склонны связывать творчество с искусством (музыка, театр, живопись и т.д.), но в реальности творческие процессы лежат в основе всех вещей и направлений деятельности. На самом деле, творчество можно в широком смысле определить как средство, с помощью которого находятся новые пути решения проблем и задач. Акт творчества – это использование нестандартного мышления и оригинальных подходов к ситуациям. Это возможность видеть новые перспективы и гибко мыслить, открывая в качестве «побочного эффекта» нечто новое для себя и других.
Что могут сделать родители?
Очень многие из завтрашних рабочих мест еще даже не существуют сегодня. Таким образом, созидание будущего означает обучение ребенка умению адаптироваться, создавать и изобретать. Все эти важные инструменты дает творчество. Поддержка со стороны родителей позволит ребенку не забывать средства творческого самовыражения. Нужно работать над развитием ребенка, уважать его стремление к независимости и обеспечить ему творческий уголок со всем необходимым. Можно предлагать ребенку новые возможности выполнения его любимых дел – например, если дома растет маленький художник, можно предложить ему порисовать на фольге и подумать над тем, что можно добавить в краску, чтобы она не скатывалась (на самом деле, это мыло), а если ребенок бредит шпионами, можно оставлять ему секретные сообщения, написанные воском, которые можно проявить акварелью или виноградным соком, и т.д. и т.п.

Важно приветствовать любые сложные эксперименты, какой бы грязью они не грозили, и попытки изобретения предметов, которые заведомо не будут работать. При этом нужно задавать ребенку вопросы, которые позволят ему обнаружить все подводные камни его задумок. Независимость и самоконтроль – вот главные составляющие творческого процесса у детей 8-10 лет. Ощущение того, что творчество было сделано по принципу «я сам» является самым мощным способом открыть двери к повышению творчества.
Родители могут поддержать творческое МЫШЛЕНИЕ ребенка точно так же как и творческое ВЫРАЖЕНИЕ. Дети в этом возрасте часто полагаются на разные способы мышления, которые могут быть обычными, простыми или популярными. Одним из способов повысить разнообразие идей и простимулировать общий творческий процесс является поддержка дивергентного мышления – способности видеть различные ответы на вопросы или решения проблемы, нередко приводящей к генерации уникальный решений. Отличный способ сделать это – задавать ребенку вопросы по типу «что, если…», например, во время подготовки ко сну спросить ребенка о том, что бы он делал, если бы обнаружилась жизнь на другой планете, или сколько может быть способов пожарить сыр.
Важно знакомить ребенка с многочисленными интересными событиями и людьми. Это лучшая пища для творческого, дивергентного мышления. Нужно посещать музеи (даже те, которые могут показаться скучными), культурные фестивали, исследовать разные природные места в вашем регионе и т.д. Все эти места предлагают свой особенный взгляд на мир, и различия в этих взглядах – именно то, что нужно ребенку 8-10 лет, чтобы учиться и интегрировать. Но при этом нужно давать ребенку достаточно времени, столько, сколько ему потребуется, чтобы все новые идеи просочились внутрь.
Также нужно моделировать ошибки и демонстрировать их. Пусть ребенок видит их, но при этом и процесс того, как вы творчески подходите к проблеме и, в конце концов, спокойно решаете ее. Каким бы ни было разочарование сначала, в итоге вы справились. Когда ребенок сделает ошибку, не нужно сразу пытаться ее исправить, нужно дать ему подумать и придумать новый способ подхода к ситуации. 


Творчество можно найти в любых ситуациях, его можно развивать и поощрять по-разному, даже если сами дети и школа делают все, чтобы стать «как все».

Комментариев нет:

Отправить комментарий