Translate

вторник, 23 декабря 2014 г.

Ребенок и деньги. Чему важно научить ребенка?

По мнению психологов,  вопрос о детском обращении с деньгами является наиболее сложным. Современные дети видят, что денежные средства стали неотъемлемой частью взрослой жизни. Деньги придают дополнительный налет взрослости и крутости своему обладателю. Они дают возможность приобретать  желаемое, чувствовать себя уверенно в компании ровесников. Однако особенность денег заключается и в том, что их всегда на что-то да не хватает. Если дошкольник, получив сумму на мороженое, будет безмерно счастлив, то младшему школьнику  суммы денег, хватающих только на приобретения лакомства,  уже явно недостаточно. Ему деньги нужны еще и для покупки наклеек, игровых карточек, журналов и других важных в этом возрасте атрибутов, с помощью которых он сможет участвовать в коллективных играх своих сверстников: совершать обмены, участвовать в «битвах» героев с разной магической силой и т.д. Данные покупки ребенок совершает за счет средств, выделяемых ему родителями. И зачастую он для этого  экономит на расходах на питание.  Живет по принципу: лучше сэкономлю на пирожках, но в конце недели куплю журнал с карточками (с куклой, солдатиками) и т.д.
В итоге получается, что ребенок тратит карманные деньги не по  назначению,  предусмотренному родителями.
 Во избежание «неправильных»,  с точки зрения взрослого,  детских трат,  ребенку надо помочь разобраться в том, на что можно и на что нельзя тратить карманные деньги. Умение грамотно распоряжаться своими средствами  - это важный социальный опыт, который без помощи взрослых не сформируется и в дальнейшем окажет влияние на жизнь растущего  человечка.
Начать учить ребенка грамотно распоряжаться деньгами можно со следующих действий. Вы можете ежедневно выделять ребенку сумму на карманные расходы, немножко превышающую стоимость пирожного и стакана компота в столовой с таким расчетом, чтобы за сдачу, образовавшуюся в итоге недельных покупок, ребенок смог себе спокойно приобрести небольшой презент.  Покупка подарка заинтересует ребенка в откладывании и накоплении нужной суммы.  Для этого подарите ему красивый кошелек с несколькими отделениями. Договоритесь,  что за замочком он может откладывать сдачу со своих покупок. Причем, накопленной суммой он сможет распоряжаться когда захочет, и, если ее не тратить, она  с каждым днем  будет увеличиваться. Соответственно, в конце недели ребенок сможет купить себе более дорогую вещь, чем в начале. А уж в конце месяца – совершить еще более существенную покупку. 
Можете договориться и о денежном поощрении. Например, если ребенок копит деньги в течение месяца, то Вы пообещайте ему дополнить оставшуюся до намеченной покупки сумму.
Иногда можно выдать ребенку и относительно большую сумму, которая может равняться его карманным деньгам, выдаваемым за месяц или за квартал. Например, по случаю окончания четверти или учебного года, успешного выступления на соревнованиях и т.д.
Главное с самого раннего возраста старайтесь заинтересовать ребенка планированием своих приобретений. Объясняйте, если он мало времени копил – сможет совершить только мелкие покупки. А если  копил дольше – купил больше!  По мнению психологов, ребята, которые научились разумно использовать свои карманные деньги, планировать расходы с учетом перспективы, во взрослой жизни становятся  более успешными и состоятельными. 
Бывает, что ребенок может потратить деньги под влиянием импульса. Увидел красочный рекламный сюжет про игрушку – тут же побежал и купил. Поиграл и разочаровался в приобретении. Заметил, как мальчик/девочка  играет с какой-то игрушкой,  купил, чтобы попробовать получится ли у него также играть, получилось – игрушка заброшена и забыта. А деньги на нее уже потрачены.
Чтобы защитить   ребенка от таких импульсивных покупок,  предложите ему составить список  желаний. Указать, что бы он хотел приобрести в конце недели или в конце месяца. Список этот он может и должен корректировать. Если лидирующие позиции постоянно занимает один и тот же предмет, значит, ребенку он действительно необходим. И тут уж надо постараться оказать финансовую помощь в его приобретении.  Список «желаний» научит ребенка анализировать свои потребности и выделять из них приоритетные. А в дальнейшем научит маленького человечка принимать грамотные решения, эффективно расходовать денежные средства и уметь сказать  себе «нет», если от данного приобретения можно отказаться.
Таким образом, в использовании личных денежных средств ребенок должен научиться экономить, планировать свои расходы и уметь отказываться от импульсивных покупок.  Задача не из легких. Однако методом проб и ошибок, он выработает собственный стиль финансовых операций. Ведь в современном мире без денег не обойтись,  а без собственного опыта, к сожалению,  грамотно распоряжаться деньгами не научишься.


Комментариев нет:

Отправить комментарий