Translate

понедельник, 6 июля 2015 г.

Разговор о смерти с ребенком

 В дошкольном возрасте вся познавательная активность ребенка, по сути, реализуется в форме вопросов. Родители радуются любопытству маленьких «почемучек», иногда удивляются наивности детского восприятия, иногда смеются над нелепостью детских предположений. Но рано или поздно каждый ребенок задается не только «бытовыми» вопросами, но и конечными, экзистенциальными, вопросами существования. Период среднего и старшего дошкольного возраста характеризуется первыми проявлениями интереса к тайнам человеческого бытия. Наряду с традиционно сложным для родителей вопросом половых взаимоотношений дети впервые сталкиваются с понятием смерти и пытаются как-то её осмыслить. Как правильно общаться с ребенком на подобную тему? Как не травмировать его психику?
  Большинство родителей вопросы типа «почему люди  умирают?» и «умру ли я?» ставят в тупик. Мы, взрослые, тоже склонны исключать неприятные и травмирующие вопросы из своей жизни.  Подобные «фигуры умолчания», негласно принятые среди взрослых правила могут серьезно навредить малышу. Он может решить, что то, о чем взрослые молчат – «плохо», и спрячет свою тревогу глубоко внутрь. Рано или поздно она всё равно проявится, только сознание ребенка к тому времени может придумать множество ложных представлений, всяческих «ужастиков» и нелепиц.
Тут важно заметить следующее - не стоит самим инициировать подобные разговоры, всё уместно в свое время, лучше дождаться вопросов от ребенка, чем ненароком поселить в его сердце преждевременный страх. Обычно интерес ребенка к этой теме проявляется после некоторых событий. Следует приспосабливаться к конкретной ситуации – если интерес к вопросу умирания связан со смертью кого-то из близких, нужно  попытаться  отбросить эмоции и объяснить что это явление горькое, но необратимое, что, тем не менее, человека будут помнить, что в старости смерть – подчас избавление, а не страдание. Если же ребенок интересуется «просто так», увидев раздавленного жука или умирающего персонажа в телевизоре, можно обойтись без подробностей, объяснить на примере животных или растений.
Важен также момент доверительности в отношениях между ребенком и взрослым. Иногда после смерти близких, например, бабушки или дедушки, ребенок может испытывать чувство вины, думать, будто смерть случилась из-за него, из-за того что он сделал что-то «плохое». Вот тут и пригодится доверительность в отношениях – есть она есть, будет гораздо легче избавить ребенка от напрасных страхов. Вообще, в ситуации смерти близких людей ребенок может и гневиться, и впасть в апатию, поэтому взрослый должен в полной мере поддержать ребенка, дать ему выговориться, выразить свои чувства.
Обсуждение вопросов смерти, как правило, тесно соприкасается с отношением к религии в семье. Для детей из семей верующих этот разговор может оказаться чуть проще, на первый взгляд. В некотором смысле рассказы о загробной жизни могут чуть успокоить малыша.  Рассказы о душе, её вечной жизни где-то далеко прекрасно сочетаются с детским одушевлением всего и вся. При этом эта вера детей довольно противоречива с точки зрения взрослых – они воспримут рассказы об ангелах, душах, небесах абсолютно конкретно, предметно, так сказать. Для них это будут не абстрактные понятия, а существующие во плоти, живущие на вполне конкретном небе персонажи (например, ребенок может спросить, можно ли добраться до них на самолете или что-то в подобном духе). Глубокое, истинное понимание сущности религиозных понятий придет гораздо позднее.
В случае если родители не придерживаются креационистских концепций, правда может стать для ребенка слишком тяжелым ударом. Конец в виде полного физического уничтожения способен надолго поселить в ребенке чувство страха. Оговорки вроде « умершие люди остаются в памяти других людей», «поколения сменяют друг друга», как правило, не срабатывают – в этом возрасте ребенок ещё слишком эгоистичен, чтобы принять такой тезис в качестве утешения. Только время вылечит это первое детское потрясение.
Но самое главное в столь сложном разговоре – честность. Не стоит выдумать для ребенка сказки о том, что человек «уехал», «нескоро вернется». Маленькая ложь – тоже ложь, и ребенок её обязательно почувствует. Удар от осознания истины будет двойным – правда смерти и правда родительской лжи.
Если ребенок  интересуется всерьез, не нужно утаивать все варианты развития событий. Говорить, что умирают только старые люди и что умирают только от болезней – полуложь, чреватая проблемами – страхом заболеть и отвращением к старости.
  Важное замечание, которого касались многие исследователи этого вопроса – следует говорить с ребенком предельно конкретно, прямо. Нужно избегать понятных лишь взрослым эвфемизмов вроде «вечный сон», «ушел от нас». Для дошкольника с его конкретным мышлением это может быть причиной лишних неврозов и переживаний – «тот, кто ушел, может вернуться», «сон может не прекратиться». Ребенок, лишь недавно приучившийся засыпать самостоятельно, может приобрести страх засыпания.  
Физиологические подробности также излишни, нужно говорить сухо и кратко – расскажите, что каждый человек рождается, взрослеет и стареет, что это нормально, что большинство людей проживают довольно долгую жизнь.
Через некоторое время после этого разговора можно будет заметить некоторые изменения в поведении ребенка, и тут тоже очень важно не паниковать. Дети начинают включать умирающих персонажей в свои игры, многие начинают очень беспокоиться за здоровье своих близких и  свое собственное – способны страшно перепугаться маленькой царапины, на которую ещё неделю назад не обратили бы никакого внимания. Не стоит переживать и думать что ребенок «зациклился» - он просто включает новое понятие в свой опыт. 
Картина мира после беседы немного упорядочивается, по крайней мере, на какое-то время. Затем, постепенно, восприятие смерти претерпевает в сознании ребенка несколько метаморфоз. Какое-то время  смерть для него будет безличным страхом, затем она приобретет конкретное, личное значение,  возможно даже образ из известных в мировой культуре, и ребенок будет верить, что каким-либо образом ему удастся избежать этой участи, и лишь ближе к подростковому возрасту придет истинное понимание. Из страха смерти, кстати, во многом проистекает любовь подростков к риску, экстремальным поступкам – они как бы пробуют жизнь на зубок, пытаются «контролировать» смерть.
Отдельная тема, о которой хотелось бы упомянуть – эксплуатация образа смерти в кино, на телевидении, в массмедиа. Насилие и жестокость – такие же атрибуты информационного пространства, как мгновенная передача информации и её глобальность. Смерть образов и персонажей кино и тв – «понарошечная», условная, что понятно для взрослых и далеко неочевидно для ребенка. Парадокс современной ситуации заключается в том, что ребенок постоянно видит деструктивные действия и насилие в экранной среде, а не в действительности. Картинка, образ заменяет настоящее действие – истинную смерть ребенок может и не увидеть, для него это явление может долго быть пластмассовым симулякром из телевизора – и столкновение с реальностью может быть слишком тяжелым. По этой причине дети подчас демонстрируют непомерно жестокое поведение – экранная реальность для многих детей вполне конкретна и тождественна обычной реальности, действия условной медиасреды они могут воспринять как применимые в реальности. Полностью оградить полностью ребенка от  искажающего реальность влияния ТВ не получится. Впрочем, многие родители и не задумываются об этом.
Так у дошкольников и формируется отношение к смерти как к чему-то обратимому ,временному. Тем не менее, надо сказать, что подобное отношение имеет и свои плюсы. Ребенок не подвергается излишнему стрессу, и в то же время искусственность среды, в которой сформировались эти преставления, позволяет скорректировать восприятие малыша в дальнейшем. Главное не упустить момент, когда нужно будет объяснить различия между реальностью и виртуальностью.
Надо сказать, что в современном обществе тема смерти, как ни парадоксально (несмотря на все  «игрушечные» ужасы ТВ и интернета), табуирована. Идеология потребления, успеха и непременного счастья исключает из себя понятия конечности чего-либо, и человеческой жизни в том числе (Примеры: рекламные лозунги вроде «бесконечные возможности», кинофильмы с «воскресающими» персонажами, общий культ молодости). Старость, смерть – это противно, это исключено из культурного контекста, заменено суррогатами, выносится на периферию. Тем больнее удар в случае кончины кого-либо из окружения человека. В культурах с развитой традицией уважения старости и сакральному отношению к смерти (например, культуры Азии - японская, стран  Юго-Восточной Азии) подобного не наблюдается.
Страх и восприятие смерти тесно связаны с инстинктом самосохранения. Не удивляйтесь излишнему интересу к смерти у ребенка на определенном этапе – так проявляется чувство опасности, ребенок начинает осторожнее относиться к окружающему миру, продумывать свои действия и поступки.  
Дети, в действительности, в большинстве своем – достаточно рациональные существа, в дошкольном возрасте они ещё не обросли коростой страхов, комплексов, разочарований, страстей, поэтому для них восприятие смерти как естественного процесса, при условии правильных объяснений со стороны взрослого, вполне возможно.  Однако, как правило, без реального опыта смерти – близких людей, домашних животных, ребенок, увы, не сможет до конца осознать этого понятия. Ребенок, как и все мы, к сожалению,  должен принять реальность смерти – только так он сможет понять смысл таких понятий как счастье, любовь, понятие прошлого, времени в целом. По сути, первый серьезный разговор с ребенком о смерти – это момент взросления.  Постарайтесь быть к нему готовыми.

Комментариев нет:

Отправить комментарий