Translate

среда, 28 октября 2015 г.

Проблемы и неврозы у детей благополучных родителей

Нетрудно признать более или менее естественным наличие серьезных психологических проблем и трудностей у людей, выросших в неблагополучных семьях. Хронически травмирующие детскую психику условия жизни и отношения являются наглядно неблагоприятной почвой для развития человеческой личности и вызывают комплексы отклонений, задержек, невротические симптомы, а то и грубые психические патологии. Однако как быть с теми, чья семейная обстановка сложилась как нельзя более удачно? Всегда ли проблемы детей напрямую зависят от благополучия их семейного окружения?

    На приеме семья. Успешные, очевидно любящие друг друга и ребенка родители. Физически здоровый ребенок, достаточно успешно развивающийся, смышленый, талантливый и симпатичный. Нелепостью и жесткостью на этом фоне выглядит единственное "но" в жизни этой семьи - невроз ребенка, страдание, с которым пришли за психологической помощью. Невротический симптом, по видимости, бессмысленен и беспощаден - ведь для него нет никаких причин. Ну, родители всегда могут испытывать хотя бы смутное чувство вины - все ли они делают правильно? Но в ситуации, когда отношение к ребенку самое лучшее, трудно представить, что может быть причиной возникшей беды.

    Такая ситуация легко поддается интерпретации в магическом ("не иначе, порчу навели"), мистическом ("кармические долги, ясное дело") или религиозном ("дьявол не дремлет") ключе. Следуя заветному принципу "бритвы Оккама", а также ранее полученному академическому образованию, детский психолог спешит ограничить объяснение уже имеющимися участниками - родителями и ребенком.

    Во-первых, ребенок в своем развитии вынужден преодолевать ряд возрастных кризисов - по определению, осложненных этапов. Появление в эти периоды тех или иных симптомов является естественным, а иногда даже необходимым. Во-вторых, благополучие - величина и понятие относительные даже в общем понимании, что уж говорить об индивидуальных потребностях ребенка! Чадо может быть умыто, накормлено, одето и отведено в люксовый центр развлечений, но при этом лишено понимания (а значит и заботы) в "элементарных" вещах - скажем, в ситуации растерянности или в чувствах глубинной отверженности (есть и более тонкие материи). В-третьих, видимое редко когда является сущим, сознаваемое - реально действующим: в отношениях значительная часть взаимодействий происходит вне поля сознания и, как таковое, не поддается контролю. Дети (и не только дети) домысливают реальность, достраивают ее фантазиями, большая часть которых протекает бессознательно, но обладает весомой энергетикой и направляет душевные процессы иными, чем нам представляется, руслами. Неожиданное в восприятие явление (тот же самый симптом) на самом деле вполне закономерен в свете полных знаний о происходящих процессах - в душе ребенка, в семейных отношениях, в жизни в целом.

    Обладать желанной полнотой знаний о ребенке каждому родителю вряд ли возможно. К примеру, в области физического здоровья детей специалисты-медики получают образование и специализацию годами, и уделяют этому массу времени и сил. Вместе с тем знания о гигиене, профилактике, здоровом питании и режиме дня, о перечне тревожных симптомов и мерах оказания помощи, о потенциально опасных действиях и мерах предосторожности в тех или иных ситуациях давно вошли в родительский понятийный минимум, и эта "домашняя аптечка знаний" постоянно уточняется и дополняется. Область популярных знаний о душевной жизни тоже расширяется, но значительно менее удовлетворительными темпами (на то есть множество причин, о которых надо говорить отдельно). В результате нередко получается так, что вполне "продвинутые" в образовательном, социальном, профессиональном плане взрослые оказываются обескураживающе невежественными в вопросах психологии души и человеческих отношений. А новомодный конструкт "сам себе психолог" лишь усугубляет положение таких людей, подпитывая иллюзию собственного всемогущества. Считать подобную ситуацию делом личной ответственности или констатировать как беду современной системы образования - вопрос, выходящий за рамки данной статьи (задачей которой является обсуждение причин возникновения душевных страданий детей).

    К сожалению, страдают не только дети - в том смысле, что жертвами нашего невежества, прежде всего, выступаем мы сами. Однако для себя у нас, как правило, уже есть привычное объяснение невзгод и печалей. Дети приносят нечто принципиально новое, не поддающееся нашему шаблонному (и в большинстве случаев призванному охранять наш образ жизни) пониманию. И, как ни странно и печально, единственным шансом на подлинную встречу с реальностью (и с близкими нам людьми) окажется тот самый "бессмысленный и беспощадный" симптом нашего ребенка - тот, что заставит нас признать ограниченность собственного могущества, и приведет к дверям кабинета специалиста, с которым станут возможными открытия истин, делающих свободными от страданий нас и наших близких.

Комментариев нет:

Отправить комментарий