Translate

среда, 4 ноября 2015 г.

Развитие речи в раннем детстве.

С усложнением деятельности малыша, расширяется доступная ему сфера деятельности, усложняется общение со взрослыми. Стремление к общению побуждает ребенка "искать" новое средство для общения, которым становится речь. К активной речи ребенка побуждает потребность в совместной со взрослыми деятельности,
В возрасте 1 года 2 мес.-1 года 3 мес. возникает подражание взрослому по инициативе ребенка, малыш повторяет за ним слова, фразы.
В раннем детстве ребенок переходит к употреблению осмысленных слов, хотя за словом стоит конкретный предмет, а не обобщенное значение ("чашка" - это та, из которой он пьет, а другие чашки, отличающиеся цветом формой этим словом не называются).
Постепенно складывается обозначение словом группы предметов на основе наглядных признаков,
Во второй половине второго года жизни слово относится к группе сходных предметов, независимо от некоторых внешних различий. Бурное развитие предметной деятельности после полутора лет приводит к появлению в речи малыша глаголов, связанных с действием и выражением требований.
В возрасте около 2 лет ребенок задает многочисленные вопросы о названиях предметов, что приводит к скачкообразному увеличению активного словаря. К концу 3-го года в речи малыша появляются слова с обобщающим значением, обозначающим предметы, которые встречались в его личном опыте и с которыми он действовал,
В возрасте 1 года 8 мес. - 1 года 10 мес., в речи ребенка появляются двухсловные предложения ("мама, Ням-ням"). Затем начинают употребляться предложения, состоящие более чем из двух слов. В них ребенок включает свое имя. В 2-3 года происходит резкое увеличение количества предложений, члены которых согласуются между собой,
На втором году жизни появляется ситуативная речь, понятная только в контексте конкретной ситуации, в которую включен собеседник.
В возрасте 1-3 лет интенсивно формируется речевое внимание, умение сосредоточится не только на звуковой стороне речи, но и на его содержании и переживать по поводу услышанного.
В возрасте 2-3 лет ребенок начинает отображать то, что воспринимает вокруг себя, таким образом возникает описательная речь, Малыш начинает воспроизводить услышанные песенки, сказки, стишки, потешки и прибаутки. Речь включается в игру, отражая жизненные ситуации.
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступает растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения. Появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность. Ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом. Ребенок учится излогать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интелектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания. Развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкциям взрослого. Складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интелектуальных задач. Возникает звуковая функция речи, выделение слова как обстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь. Завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки. Возникают предпосылки для освоения грамоты. Ребенок готов идти в школу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий