Translate

среда, 23 декабря 2015 г.

Эффект Пигмалиона.

Школьные учителя знают: ребенок, который им с самого начала не понравился, не только получит двойку в четверти, но и еще и подложит кнопки на табурет заведующей.
Исследования говорят, что причиной гадкого поведения выступает возложенные ожидания педагога, а вовсе не тот факт, что кто-то оставил кнопки на виду у паршивца…

В психологии есть такая штука - эффект Пигмалиона (или его еще называют эффект Розенталя - в честь американского психолога, который опытным путем обнаружил фокус). Суть его в том, что ожидания определяют наши реакции так, что они работают на “сбычу” пророчества.

Ученые пригласили в лабораторию подопытных студентов. Студентам выдавали крыс и просили обучать их ориентироваться в лабиринте, причем одной группе сказали, что у них питомцы - гениальные следопыты, а другой - что зверюшки глуповаты в топографии. В итоге команда умных крыс с большим отрывом победила товарищей скромных дарований. Хотя изначальные способности у них были одинаковы: перед экспериментом грызунов за хвост вытаскивали из одной коробки, и рассовывали по группам произвольно.

Эксперименты осуществлялись и на людях (за подробностями я отправляю вас к источнику - пятой главе книги Леонарда Млодинова “Неосознанное. Как бессознательный ум управляет нашим поведением”). Меня особенно заинтриговали исследования, проведенные с детьми и их учителями. Все детали - в книжке, а история там та же - если учителю сказать, что пришедший в класс новичок особо одаренный и не подмигивать при этом, то через какое-то время этот ученик и сам будет писать айкью-тесты на уровне призера олимпиад. Хотя до встречи с тем учителем, он, как и все, списывал контрольные довольно средне.

Автор делает вывод, что отношение наставника сильно влияет на поведение подопечного. С талантливыми все носятся как с писаной торбой, посвящают им много времени, ждут от них песен и стихов, а когда маленький эйнштейн разливает вам на костюм газировку, его мама уверяет, что он всего лишь ставит физические эксперименты с текучестью. В общем, рано или поздно детям, как и крысам, приходится соответствовать высокому званию.

Но самое крутое, что ожидания мы выражаем невербально. Можно вообще ничего не говорить ребенку, а он все равно дурак дураком… Или наоборот умник умником. Неосознанными жестами, взглядами, каким-то микродвижениями мы показываем чего ждем, что думаем о способностях малыша. Это программа считывания невербальных сигналов у детей и животных очень мощная. Одной левой бровью бабушка передала внуку, что в балетное училище его не возьмут, а вот в армию - пожалуйста.

Сейчас все продвинутые родители оказывают поддержку словами: “Мы тебя любим! Ты справишься! Ты сможешь залезть на эту горку из трех ступеней! Ты чемпион!”
Но вот лицо их выражает другое: “Черт, зарядка на телефоне кончается, пора валить с детской площадки”...

Чуете, куда ветер дует? Оказывается, надо просто в них как-то поверить.

И показать это внушительным жестом.


Комментариев нет:

Отправить комментарий