Translate

пятница, 22 января 2016 г.

Построение Я-концепции ребенка


Влияние родителей на построение концепции ребенка трудно переоценить. Это первейший фактор, оказывающий воздействие на ребенка в ранние годы, когда он наиболее открыт для всякого рода влияний. Процесс этот непрерывный, изо дня в день и из года в год проникающий во все аспекты жизни ребенка и усиливающийся его эмоциональной тональностью. В развитии ребенка родители играют роль важнейшего окружения — каждое их слово или действие для ребенка, особенно для маленького, очень значимо.
Самовосприятие личности является важнейшим аспектом развития ребенка. Здесь родители имеют уникальную возможность ему помочь. Существует немало систем поддержки помимо семьи, которые помогут в развитии ребенка. Но ни одна из них не заменит семьи в развитии психики ребенка, в создании его образа как заслуженно любимой личности, счастливой и целостной в своем окружении.
Наше представление о себе формируется из субъективных и объективных оценок окружающих нас людей. Первую такого рода информацию дети получают от родителей: «Ты сильный», «Ты радуешь меня», «Ты это можешь», «Ты хороший помощник», «Ты такая смешная», «Расскажи, что ты мастеришь», или «Ты ведь можешь и лучше», «Ты меня так расстраиваешь», «Дай-ка я лучше сам это сделаю», «У меня получится быстрее», или «Потом, дорогая, сейчас я читаю».
Родители, разумеется, сообщают ребенку и негативное отношение. Таким образом ребенок узнает о том, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а какое рискованно. В этом деле важно соблюсти баланс. Положительные сообщения поддержки и любви должны обязательно перевешивать негативные, критические.
Самый важный дар, который вы, и только вы, можете развить в ребенке, — это здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью.
Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
• Уверенность, базирующуюся на сознаний самоценности.
• Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.
• Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.
• Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопережеванию, терпению и душевному мужеству.
• Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
• Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас и социоэкономических и образовательных уровней.
Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:
• Они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане.
• Они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка. Если ребенок задает вопрос, связанный с сексом, родители дают ответ, предлагая лишь чуть больше информации, чем определено вопросом. Они закрывают тему, когда ребенку становится скучно или непонятно. Они не поддаются искушению рассказать о предмете все, что знают сами, когда ребенку нужен ответ лишь на его вопрос.
• Они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу, —даже если сами могут сделать все быстрее и лучше.
• Они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.
Итак, родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения в конечном счете зависят от того, как эта личность разовьется.


Комментариев нет:

Отправить комментарий