Translate

четверг, 9 октября 2014 г.

Воспитание ребенка - воспитание себя.

Мы много говорим о наказании детей, в частности, о битье. Говорим о вранье и воровстве. Но забываем о главном — о том, как же в «мирное время» общаться с ребенком и воспитывать его.

Главное, к чему пришли психологи, это понимание того, что воспитание — это иллюзия. Это искусственная попытка вычленить из всего общения с ребенком правильные тезисы, истинные заключения, которыми мы засоряем свою речь. Почему засоряем? Потому что они бесполезны.

Ребенок почти никогда не реагирует на правила. Он с малолетства копирует родителей и близких в нашем поведении, не зависимо от того, какой текст произносится в этот момент. Если родители регулярно чистят зубы и внимательны к своей гигиене, то их ребенок не вырастит неряхой никогда. Если они любят читать, сами читают много, в доме есть книги, покупаются новые, то и ребенок читает с удовольствием. Если родители внимательны к своим родителям, звонят, беспокоятся, часто ездят в гости, то и внуки растут внимательными и заботливыми, любят бабушек и дедушек.

Единственное воспитание, которое имеет место быть, — это воспитание своим примером.

Самое гармоничное воспитание — это детская жизнь рядом, бок о бок с жизнью взрослого. Взрослый идет по своей судьбе, ежесекундно делая свой выбор. В этом выборе он ленится, сердится, сетует, радуется, улыбается, проявляет терпение, прощает, забывает плохое. Ребенок идет рядом, словно за руку, и повторяет то же самое. Не потому что его этому учили, а потому что он это видел и знаком с такой моделью поведения.

Мальчик делится конфетами со всеми в детском саду, не переживает, достанется ему или нет. Ему хочется поделиться. Он поступает как его мама, которая с радостью встречает с ним папу с работы, встречает бабушку с дедушкой, угощает их вкусными пирогами или блинами, распрашивает их про их дела, интересуется ими, заботится о них. Для такого мальчика заботиться — это естественно! Он это видит каждый день.

Другая ситуация: «Мам, можно конфетку?» — «Хватит!», «Мам, купи мороженое!» — «Денег нет!», «Мам, дай мне, пожалуйста, посмотреть!» — «Не трожь, сломаешь!»

Уже догадались? Это тот мальчик, который в детском саду не поделится своей игрушкой ни с кем, он будет строг и категоричен. Его слова будут звучать, как приговор. Детский сад кончится, кончится школа и уже не мальчик, а юноша, пойдет по жизни и понесет эту категоричность, бескомпромиссность с собой дальше. Ситуации будут иные, а реакции — старые.

Очень важно, как мама или папа ведут себя с ребенком — насколько внимательны, добры к нему, отзывчивы. Так же важно, как они ведут себя в ситуациях, которых ребенок не видит — на работе, дома, когда ребенка нет рядом. Обмануть детскую природу не удастся. Он продолжит копировать все, все что есть внутри у его родителей (особенно, мамы), а нам только остается удивляться, ОТКУДА берутся тексты или реакции.

Потому главное воспитание, которым мы можем заняться, это воспитание самих себя. Мы можем научиться говорить себе и другим правду. Так намного легче жить, даже если на первый взгляд кажется обратное. Мы можем научиться замечать свои собственные ошибки, осознавать их, просить прощения и меняться. Мы можем сменить собственную категоричность, предвзятость и претензии на свободу и радость общения, переставив акцент с собственной персоны на других людей, которые рядом. Мы можем все это сделать ради себя самих и ради своих детей, которые идут с нами за ручку по извилистой дороге судьбы и долгие годы не имеют никаких других ориентиров, кроме нас самих.

Комментариев нет:

Отправить комментарий