Translate

четверг, 4 июня 2015 г.

Особенности социальной адаптации ребенка из неполной семьи

Одна из главных общественно-социальных проблем во всем мире – неполные семьи. Воспитание ребенка в таких семьях имеет свою специфику. Нарушается нормальное выполнение базовых функций семьи – экономической, воспитательной, духовной. А самое главное – социализация ребенка, вхождение в мир общественных отношений осложняется многократно. Особенно тяжело приходится детям дошкольного возраста – до семи лет важные периоды жизни сменяют друг друга калейдоскопически, ребенок и без семейных потрясений постоянно испытывает «революции»  в собственной психике, а случае развода родителей весь уклад его жизни рушится. 
Причин возникновения неполных семей множество - развод, смерть одного из родителей, дети, рожденные вне брака, случаи усыновления детей одинокими людьми. В нашей стране, как правило, неполная семья – это семья без отца. Слово «безотцовщина», не имеющее аналогов для родителя женского пола, тому подтверждение. Впрочем, в последнее время случаи воспитания детей одинокими отцами участились. Механизмы влияния отсутствия отца для мальчиков и девочек разные – более болезнен уход отца из семьи для мальчика, девочки испытывают сложности в основном из-за  материальных трудностей и в связи с эмоциональным обеднением общения, мальчики же теряют наглядный полоролевой пример. Отсутствие рассудочного начала в семейном общении, отцовского авторитета, излишняя материнская забота способствует закреплению инфантильных качеств  в ребенке. Соответственно, если семью покидает мать, более страдают девочки.
Если один из родителей умирает или погибает, это является тяжким ударом для ребенка, но с точки зрения воздействия на психику немного отличается от остальных видов разлучения с родителем – негативное действие на психику сильное, но кратковременное (особенно если ребенок маленький). К тому же смерть необратима, и малыш постепенно свыкается с  неизбежным,  принимает свою судьбу как факт. Горе и память об ушедшем   объединяет маму/папу и ребенка, и многих трудностей воспитания ребенка в одиночку в случае развода удается избежать.
У одиноких родителей часто можно заметить два подхода к воспитанию детей. Первый – это усиление контроля над ребенком, как бы для того, чтобы компенсировать отсутствие второго родителя. Такой ребенок может замкнуться в себе, а может стать агрессивным, не контролирующим себя. Второй  - противоположный, когда ребенка начинают жалеть, когда ребенок страдает заодно с мамой/папой по поводу несчастной судьбы, выпавшей на их долю, и как бы в искупление за эту поддержку мама/папа разрешают ребенку буквально всё. Ребенок растет одновременно избалованным и неуверенным в себе, инфантильным.
Единственному  родителю немного проще в психологическом плане, если детей в семье несколько. В таких семьях старшие дети становятся моделями, пусть несовершенными, для младших; помогают матери/отцу воспитывать маленьких. Отношению к замещению  функций одного из родителей старшими детьми двоякое.  С одной стороны, психологический климат в такой семье более сбалансирован, нередко старший брат и становится «папой»  для остальных, но с другой – сами эти дети, которые вынуждены брать для себя непосильные по возрасту задачи очень страдают, «детство без детства» накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. К слову, примеры подобных отношений в семье замечательно описаны в произведениях русского писателя А.Платонова.
Собственно развод, связанные с ним процедуры раздела имущества и прочие «бытовые» аспекты сами по себе  являются травмирующими факторами, не говоря уже о ссорах и выяснениях отношений при ребенке.
Семейные склоки вынуждают ребенка включаться в ненужные, нервирующие и не соответствующие возрасту  занятия – семейные войны, где волей-неволей приходиться принимать чью-то сторону, особенно когда не слишком разумные родители на этом настаивают.
Поэтому очень важен образ родителя, который ушел  из семьи. Тут многие делают ошибку, перенося личные взаимоотношения в плоскость взаимоотношений  «отцов и детей», всячески очерняют ушедшего. Возможно, он/она действительно был не самым достойным человеком, но вот постоянно повторять это ребенку не стоит – это фактически гарантирует заниженную самооценку. Ребенок логично предполагает, что раз тот, кто его родил, был такой дурной человек, то и он сам вовсе не хорош. Особенно важен спокойный, взвешенный рассказ о покинувшем родителе в случае, если ребенок с этим родителем не общается и не встречается.
Одна из главных проблем детей из неполных семей – отсутствие образцов, типов поведения для различных ситуаций. В обществе роли мужчин и женщин, их права нынче почти равны, но вот в семье по-прежнему действуют тысячелетние законы, обусловленные строением психики и физиологии людей. Мальчик из семьи без отца всегда будет иметь некоторые проблемы в общении – с взрослыми, со сверстниками своего пола, с девочками. Отец, даже, как у нас часто бывает, почти не участвующий в воспитании активно, все равно задает систему координат для поведения ребенка одним своим присутствием, одним своим отличием от реакций и стереотипов поведения матери. Нереализуемая агрессия по отношению к отцу, порождаемая Эдиповым комплексом, у такого ребенка находит другие формы выражения, в той или иной мере деструктивные (для  других людей или для себя, при этом неизвестно, что опаснее). Для девочки последствия отсутствия мужчины в семье тоже проявляются, особенно если мама не пытается обустроить свою личную жизнь после развода – она не имеет моделей поведения общения с мужчинами, образ «плохого папы» настраивает на недоверие к мужчинам вообще.
Многие дети воспринимают уход одного из родителей как отказ от себя. Формируется чувство вины, ребенок начинает думать, что это из-за его поступков родители разошлись, что он не был достаточно хорош для папы или мамы. Родитель, с которым остался ребенок, должен всячески стараться убедить ребенка  в том, что его вины в случившемся нет. Конечно, идеальная ситуация – когда родители после развода сохраняют приятельские отношения, а не делят ребенка, вынуждая его морально разрываться между любовью к маме или папе.
Развитию чувства вины способствует и сам оставшийся родитель. Часто одинокие мамы говорят слова вроде «я жизнью ради тебя пожертвовала, на ноги тебя поставила в одиночку» etc. Их можно понять, но это поистине роковая ошибка. Если такой ребенок и стоит на ногах, то некрепко, а то и вовсе с маминой помощью. Шантажом и упреками уверенного в себе человека никогда не вырастить. Особенно подобные эмоциональные заявления чреваты последствиями для мальчиков – во взрослой жизни жертвовать собой никто ради него не будет, и «питаться» совместными страданиями тоже не получится. В итоге вырастают нерешительные, безынициативные мужчины, мучительно налаживающие контакт с женщинами и зачастую неспособные  в полной мере выполнять функции мужа в семье.
Одна из главных проблем неполных семей – экономическая, проще говоря, материальные затруднения. Недостаток самых элементарных вещей, доступных сверстникам, невозможность присоединиться к каким-либо играм, мероприятиям приводит к формированию комплекса неполноценности, озлобленности, зависти. Это характерно как для девочек, так и для мальчиков, и наиболее заметно проявляется в подростковом возрасте. Звучит парадоксально, но эта ситуация имеет и свои «плюсы», если можно так сказать – отрицательный образ ушедшего родителя не внушается оставшимся, а подкрепляется реальными делами, точнее их отсутствием (когда, например, папа не помогает семье, уклоняется от алиментов), и, следовательно, хотя бы чувство собственной вины за столь неприглядное поведение родителя у ребенка не закрепляется.
  Нельзя обойти стороной и проблемы, связанные с формированием у ребенка образа «я» в плане пола. Полноценная семья не только дает примеры общественного поведения, закладывает основы адаптации к социуму, но и влияет на формирование  половой идентификации ребенка. Дети, лишенные непосредственных, наглядных примеров взаимоотношений «женщина-мужчина» в семье часто имеют проблемы в общении с детьми противоположного пола, а в дальнейшем – проблемы в построении отношений, семьи. Нормальная сексуальность тоже подчас не может сформироваться – ребенок вынужден довольствоваться скудной и «фантастической» информацией от сверстников, так как из семьи данный элемент человеческих взаимоотношений оказывается исключен. Иногда, особенно если родитель, с которым остался ребенок, попустительствует собственным излишним страданиям, пускает воспитание ребенка на самотек, психологически подчиняет его себе, это и вовсе оборачивается нарушением половой идентификации маленького человека.
  У неполной семьи есть и обратная сторона, которая хорошо описывается поговоркой «из двух зол выбирают меньшее». Не самые хорошие последствия воспитания одним родителем для социализации ребенка очевидны, но иногда бывает так, что развод – единственный способ оградить ребенка (да и самого себя) от постоянного выяснения отношений, ссор, психического, а иногда, увы, и физического насилия над ребенком.

Комментариев нет:

Отправить комментарий