Translate

среда, 13 апреля 2016 г.

Значение игры в жизни ребенка

«Мама, дай и мне помыть посуду», «Я хочу погладить утюгом», - такие просьбы дошкольников – постоянный фон семейных забот. Интерес малыша ко всему «взрослому», «настоящему» огромен. Вот 4-летний помощник старательно водит по полу пылесосом, вот он помогает поливать грядки на даче: везде и всюду наши хлопоты сопровождает любопытный взгляд. Что-то мы поручаем ребенку, чаще отмахиваемся или просто «даем подержать»: маленькие, неумелые ручки могут небрежно обойтись с дорогой посудой, утюгом, паяльником… Тут следи и следи! Куда легче оставить малыша с игрушкой и действовать самому.

Да, вклад современного ребенка-дошкольника в наш семейный, домашний труд пока невелик. Но так было не всегда. В прошлые времена ребенок рано начинал трудовую жизнь: 4-летний «мужчина» ловко управлялся с маленьким луком, арканом, ставил капканы на птиц, 5-летняя девочка носила в дом воду, работала с мамой в поле, шила одежду…Ну и конечно, основная работа детей 4-7 лет: уход за младшими братьями и сестрами. С утра и до вечера 6-летняя девочка возится с малышом, кормит, следит, у мамы- другие заботы. В общем, ребенок вносил отнюдь не «игровой», а вполне серьезный, весомый вклад в трудовые будни семьи, в производство пищи, одежды, уход за младшими.

Что же произошло? Усложнился труд. Маленький лук, копье, аркан можно доверить и шестилетке, но можно ли доверить ему раскаленный утюг, токарный станок, руль автомобиля? Требования современных орудий и предметов труда к уровню психических и физических способностей человека сильно возросли. Настолько, что сделали фактически невозможным полноценное участие в в труде детей дошкольного возраста. Правда, у ребенка с 6-7 лет появляется новый, серьезный вид труда- школа. Но до 6 лет малыш свободен и от этого. Да и нужен ли обществу его труд? Производи-тельность современного труда высока- вполне достаточна для того, чтобы экономически обеспечить дошкольника, не требуя ничего взамен.

Итак, в жизни современного малыша возникает период, когда он свободен от серьезного участия в труде, избавлен от забот о «хлебе насущном», не страшится ни голода, ни холода, ни болезней. Все необходимое каким-то «волшебным» образом появляется на семей-ном столе, в платяном шкафу – и никаких забот. Но ведь так хочется принять участие в жизни мамы и папы, в жизни взрослых людей. А что если в это… поиграть? Зачем долго ждать пока вырастешь, если уже сейчас, теперь можно « сесть» за штурвал корабля, взять в руки скальпель хирурга, слетать в космос? Благо игрушек хоть отбавляй!

От пластикового молоточка до ракеты, от куклы до игрушечного театра. Корабли, машины, самолеты, инструменты, пластиковые и резиновые, простые и заводные, механические и электрические – да ведь это целый мир! Мир созданных человеком орудий, пусть уменьшенных и упрощенных, но зато таких доступных. Бери и пользуйся! Плыви по океанам, сражайся с пиратами, защищай Родину от врагов!

И дошкольник начинает играть. Вернее, начинает он раньше. Первые, самые простые игры возникают у ребенка на 2-м году жизни.Малыш «кормит» куклу, «купает» мишку или воображает, как кормят и купают его самого. Казалось бы простое подражание. Но нет. Тут новый шаг в психическом развитии ребенка. Ведь он впервые осмысленно использует предметы как игрушки: палочку как « градусник», лоскуток в качестве «одеяла». Чайной ложкой он набирает несуществующую «кашу», в пустом стакане подносит «воду». Игровые предметы важны для него не сами по себе, а как символы: заместители тех, «настоящих», подразумеваемых, находящихся в воображении, т.е. в сознании малыша появляются предметные символы – начинает развиваться такой психический процесс как воображение.

Игра 3-5-летних сложнее. Простое воспроизведение действий с предметами уже не устраивает ребенка: ему хочется принять участие в «настоящей» жизни. Появляются роли, игра становится коллективной. Братья и сестры играют вместе, но чаще «подыгрывать» приходится нам взрослым. Разнообразны сюжеты детских игр! Тут и «дочки- матери», семья, быт, и трудовые будни папы и мамы, и приключения. Чем старше дошкольник, тем сложнее и романтичнее» сюжеты игры, тем дальше они от хорошо знакомых бытовых сцен. Все то новое, что прочитали ему в книгах, что он увидел в кино, по телевизору – весь знакомый мир хочет вовлечь ребенок в игру, воспроизвести, принять в событиях личное, действенное участие. В этом причудливом сюжетном калейдоскопе быстро чередуется работа врача, шофера, летчика, космонавта, средневекового рыцаря.

И вот что интересно: хотя игра – модель реальной жизни и отражает реальные взаимоотношения людей, она в тоже время полна чудес, волшебных превращений. Малыша не очень заботит то, что вместо ракеты у него – пар стульев, а вместо шлема – картонный цилиндр. Фантазии малыша оживляют, одушевляют все, даже неживые, предметы. Игровые законы вовсе не препятствуют тому, чтобы неодушевленный предмет ожил, а плюшевый мишка заговорил человеческим голосом. Воображение ребенка не только копирует, воспроизводит, но и создает, преображает, творит: в игре возникают моря и реки, пустыни и горы, дома и города.

Дошкольный возраст справедливо называют возрастом игры. С какими же проблемами сталкиваются родители, когда детям наступило время играть? Основной вопрос, который интересует родителей дошкольников, сколько времени следует предоставить ребенку для игры? Многие, относясь к игре как к бесцельной забаве, как отдыху, полагают, что для игры можно оставить совсем немного времени, и как можно раньше стараются привлекать детей к разнообразным занятиям: обучению чтению, иностранному языку, занятиям в кружках и спортивных секциях.

Однако при этом многие забывают, что если ребенок не научился играть, если его не привлекают игрушки, если он не может создать сюжетно-ролевую игру, привлечь к ней своих друзей, у такого малыша не будет успехов и в «серьезной» деятельности.

Игра –это особая , необходимая для нормального развития ребенка деятельность, в которой идет формирование мышления (ребенок овладевает умением обобщать и анализировать), памяти (ребенок запоминает и припоминает то, что нужно в данный момент), внимания( способность собраться, сконцентрироваться), развитие воли(способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю за своими действиями, к целенаправленному, произвольному поведению), фантазии.

Все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут начало в детской игре . Не случайно педагоги давно отметили, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни.



Комментариев нет:

Отправить комментарий