Translate

вторник, 5 апреля 2016 г.

Как научить ребенка концентрации внимания?


Расконцентрированность или нестабильность внимания многие психологи, а вслед за ними и родители, считают естественным качеством детства. Он же ребенок, значит, он не может быть внимательным, он не способен долго слушать (смотреть, чем-то заниматься) и т.д. Но когда видишь полугодовалого ребенка внимательно и сосредоточенно занимающего исследованием какого-то предмета или материала на протяжении 20 минут, или полуторагодовалого, который может увлеченно проталкивать шарик в отверстие, наблюдать, как он выкатывается, затем снова проталкивать и наблюдать, и снова проталкивать…Невольно задумываешься о том, что умение концентрироваться на чем-то у детей прекрасно развито, когда это им нужно и интересно. А, кроме того, эта особенность психики прекрасно поддается развитию, если целенаправленно и грамотно уделять этому внимание с раннего возраста.

НЕ ПРЕРЫВАЙТЕ

Ребенок обладает природной способностью концентрироваться. Мария Монтессори называет это свойство спонтанной внутренней концентрацией, которая основана на свободе выбора занятия, она настолько абсолютна, что ребенок, увлекшись чем-то интересным, не замечает никаких других стимулов вокруг себя, таких как люди, музыка, шум. Такую способность нужно поддерживать и лелеять. А мы порой грубо прерываем занятия малыша. Вот он увлекся чем-то, сосредоточился и даже не слышит нашего оклика: «Я говорю, пора обедать!» Не настаивайте, позовите немного позже!

НЕОБХОДИМЫЙ ИНТЕРЕС!

Необходимо, чтобы в окружающем пространстве ребенка, имелись предметы (и мотивы), способные вызвать его интерес. Мария Монтессори писала, что если малыш с интересом может использовать предметы по назначению, это создает «некий умственный порядок», а совершенствование координации движений вместе с «умственным порядком» и есть основа концентрации. Не перегружайте ребенка запретами, предоставьте ему максимальную свободу выбора и проявления интереса, помогайте ему осваивать предметы в окружающем его мире, а также совершенствовать координацию движений, он хочет сам включить свет в ванной, помогите в первый раз подтащить стул, взобраться на него, включить, затем спуститься. Только настоящие действия и настоящие предметы вызывают у ребенка неподдельный интерес.

Зрелища тоже вызывают у детей восторг и интерес. Регулярные походы в театр, музей и т.д. учат ребенка концентрироваться на зрительных и слуховых образах, долго и внимательно наблюдать. Увеличивайте время таких мероприятий постепенно.

ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ДЕЙСТВИЯ

От 0 до 4 лет ребенок переживает очень важный для становления его личности период. Зная об этом, становится понятно, почему ребенок, который привык сидеть на каком-то определенном месте за столом, закатывает настоящую истерику, если его пересадить, или ни за что не хочет засыпать, пока мама не ляжет рядом, как она делает это обычно. Ребенок переживает настоящую трагедию, если что-то нарушается в привычном для него мире. А нам кажется, что это сплошные
капризы. С периодом порядка связана любовь детей к постоянным повторениям, они много раз повторяют одни и те же действия, просят прочитать одну сказку несколько раз подряд.

Воспользуйтесь этим. Именно во время повторения каких-то действий ребенок достигает высшей степени сосредоточенности, он учится концентрироваться, когда что-то всецело поглощает его. Не бойтесь зацикленности, для детской психики это не страшно. Наоборот старайтесь не менять резко режим дня и сложившиеся ритуалы (например, читать на ночь книжку, а по воскресеньям ходить в театр).

Предложите ребенку игры и игрушки, с которыми можно совершать повторяющиеся действия, например:

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек или мячики для пинг-понга. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Покажите, как можно выбросить из миски обратно все выловленные предметы. «Рыбалку» можно повторять, пока не надоест.

Насыпьте в таз или большую миску крупу (пшено, рис, любую другую). Набросайте туда мелких игрушек, монеток и т. п. Покажите малышу, как их можно искать и раскапывать, а потом снова прятать. Можно поставить рядом небольшую мисочку, куда он сможет складывать свои «сокровища».

Перемешайте две крупы, например, рис и манку, фасоль и манку (в зависимости от отверстий в сите) и т. п. Покажите отдельно крупицы риса и манки. «Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус, он достаточно долго может быть занят этим «делом». Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала одну крупу, а потом – другую. Пусть просеивает, а просеянную крупу пусть пересыпает в приготовленную тарелку.

Поставьте перед ребенком две чашки: слева – чашку с крупой, а справа –пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Когда чашка будет наполнена, можно высыпать крупу обратно, и начинать сначала. Это можно делать и рукой, если ребенку приятно на ощупь содержимое чашек (например, они очень любят, дизайнерские стеклянные камешки).

Предложите малышу банку с прорезью. В дырочку можно опускать макароны, монетки, массажные шарики, пуговицы, счетные палочки и т.п. (отверстие должно быть соответствующего размера), банка лучше прозрачная. Когда малыш опустит все предметы в отверстие, покажите, как откручивается крышечка, как можно высыпать все обратно, закрутить и снова толкать. Пусть макароны или шарики лежат на подносе или тарелке, так их лучше видно и удобнее захватывать.

Смастерите (или купите) из старой коробки выдвигающийся или открывающийся ящичек, сверху прорежьте отверстие, покажите, как проваливается шарик (или кубик), как его можно достать, снова опустить. Не ожидайте, что эти упражнения с самого начала ребенок сможет делать без вашего внимания, наоборот, наберитесь терпения и внимательно наблюдайте за ним, похвалите, если у него получается. Если заметите, что ему хочется бросить начатое, подбодрите, предложите доделать, скажите, когда он закончит: «Вот и все, пусто! Отлично!»

ДОВЕРЬТЕ РЕБЕНКУ НАСТОЯЩЕЕ ДЕЛО

Не бойтесь доверять ребенку домашние дела, пользуйтесь тем моментом, когда ему это интересно, даже если уборка после его «работы» занимает какое-то время. То, что для нас рутина, для ребенка увлекательная игра, причем развивающая мелкую моторику и повышающая самооценку ребенка.

Мне не раз приходилось наблюдать, как маленькие энтузиасты изо всех сил стараются помочь. «Мама, дай тряпки, мы будем мыть пол». Внутри у меня все холодеет, представляю, сколько сил я потрачу потом на ликвидацию последствий, но внешне я невозмутима. Ведь это стоит той старательной сосредоточенности, которая написана на лицах малышей. А удовлетворение от сделанной работы в следующий раз заставит их быть еще сосредоточенней и концентрироваться дольше.

Если в доме есть растения или животные, привлеките малыша к ухаживанию за ними. Не бойтесь делиться с ребенком вашими увлечениями, обсудите с ним, почему это так интересно.

Покажите ребенку, как нужно стирать по-настоящему: намыливать, полоскать, отжимать, встряхивать и развешивать. В наш век автоматической стирки большинство детей этого никогда не видели. Если вы натяните на уровне ребенка веревочку и дадите прищепки, восторгу не будет конца. Веревку (шнурок) можно привязать к двум стульям.

ИГРАЙТЕ В ИГРЫ НА КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ

Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Поиграйте в «Зеркало», особенно это если в гости пришли другие дети. В этой игре детям предлагается вслед за ведущим повторить его движения (как отдельные движения, так и их последовательность). Каждый ребенок может побывать в роли ведущего, им это очень нравится. Можно, например, танцевать, один из детей показывает движения, все внимательно следят за ним и стараются повторить.

В течение 10-15 секунд нужно увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). Если детей много, они могут дополнять друг друга.

Более сложное упражнение, на концентрацию слухового внимания, когда словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку (это может быть фраза, слова или целая сказка (увеличивайте длину сообщения постепенно).

ВСЕ ДЕТИ НЕПОСЕДЫ. ДАВАЙТЕ ВЫХОД

С раннего возраста ребенку навязывается типичный взрослый стереотип, по которому хорошо быть тихим, по сути, пассивным ребенком, и плохо быть активным, деятельным, а значит мешающим и раздражающим.

Как это ни странно, необходимо давать выход детской активности, энергичности, непоседливости. Только после этого можно сосредоточиться по- настоящему и на чем-то тихом, спокойном. Спокойные, требующие концентрации игры должны чередоваться с играми подвижными и эмоциональными.

Играйте с ребенком в подвижные игры, беситесь, кричите, устройте бой с подушками. Не подавляйте его активность, наоборот, дайте волю и своим эмоциям, давно забытой ребячливости. Недавно мы побывали в маленьком театре-студии, где все сидели (и лежали) во время спектакля на подушечках, после спектакля завязался настоящий подушечный бой, родители и дети бросали друг в друга подушками, давно мне не приходилось видеть сразу столько счастливых, забывших обо всех проблемах людей.

ДОВЕРЯЙТЕ СВОЕМУ РЕБЕНКУ!

Ребенок, который не уверен в любви и доверии родителей, ни на чем не может сосредоточиться. Если ему редко говорят: «Я люблю тебя», а все чаще «Ты плохой мальчик! Так хорошие дети себя не ведут», его будут раздирать внутренние противоречия, а в результате, он будет расконцентрирован или агрессивен.

Не забывайте, что лучшими помощниками в установлении хороших отношений с детьми и передаче им информации о нашей любви по-прежнему остаются: тактильный контакт, контакт глаз, добрые слова и улыбки.

Пусть ваши отношения будут доверительными и демократичными. Научите ребенка быть внимательным к окружающим, для этого объясняйте свои чувства и чувства окружающих, учите сочувствовать. Например, объясните, что бабушка устала, поэтому раздражена, а вы грустите, потому что надолго уехала ваша лучшая подруга, а если сделать бабушке открытку или показать спектакль, это может поднять ей настроение и т.д.

И помните, сохраняя состояние внутреннего покоя сами, вы помогаете и ребенку оставаться спокойным и внимательным!


Комментариев нет:

Отправить комментарий