Translate

воскресенье, 10 августа 2014 г.

Развитие любознательности

Дети в 2—3 года стараются все увидеть, хотят всё понять и узнать, т. е. проявляют большую любознательность. Они всюду «лезут», задают массу вопросов, зачастую мешают и надоедают взрослым. Их интересует абсолютно все: «Что это?», «А как птичка летает?», «Куда спряталось солнце?», «Почему снег идёт?» и многое, многое другое.
 Наша обязанность на все эти вопросы давать разъяснения, чтобы ребёнок лучше и правильней понимал окружающий мир. Родители, которые не отвечают на вопросы детей или пытаются отделаться не объясняющими фразами, типа «Потому что», «Значит так надо», «Отстань», «Мне некогда», «Спроси у мамы (папы)» совершают огромную ошибку. Такие ответы, кроме разочарований и обид, ничего больше у детей никогда не вызывают, а в результате они перестают обращаться к родителям со своими интересами и вопросами.
 Дети в этом возрасте с огромным, не поддельным вниманием слушают объяснения на вопросы (пусть и глупые, ведь им этого не понять). Поэтому не надо отмахиваться, а наоборот постараться удовлетворить возникший интерес, объясните в доступной и понятной форме всё, что малыша заинтересовало.
 Получив понятный ответ на свой вопрос, дети затем в играх изображают полученную информацию, рассказывают другим, и этим закрепляют знания в памяти. Если наблюдения детьми окружающей действительности сопровождается интересными и верными объяснениями взрослых, развивают их понимание и представления, они лучше ориентируются в окружении, сравнивают, сопоставляют, устанавливают связи между разными явлениями, пытаются самостоятельно понять их причины, ведь вы даёте базис.
Взрослые, давая доступные для понимания ребёнка и правильные объяснения встречающихся явлений, дают толчок к развитию у него пытливости ума, еще большему стремлению узнать, понять. Привыкнув на все вопросы получать объяснения от взрослых, малыш самостоятельно старается найти ответы и причины того или иного. Это очень важно в развитии мышления детей.
 Интерес к происходящему у детей этого возраста так велик, что их иногда бывает трудно отвлечь от занятия или того, чем привлечено его внимание. Дети подолгу могут следить, смотреть за чем-либо, спрашивать детали, а после сами рассказывать. Вспомните, с каким огромным интересом ребёнок наблюдает, как папа что-нибудь чинит, как мама делает прическу, или накладывает косметику, как работает кран, как летит самолёт и прочее.
 Рассматривая длительное время заинтересовавший объект ребёнок, проявляя наблюдательность, может сам делать выводы («У дяди много книг», «У девочки красивый бант»), но выделить в увиденном важное, что-то существенное, установить в наблюдаемом связи отдельных явлений и элементов наблюдаемого и всевозможно оценить предмет у него еще не получается. Внимание малыша очень легко отвлечь. Детей совсем невозможно заставить делать, смотреть или слушать что им совсем не интересно.
 Умение наблюдать, внимательно, сосредоточенно слушать и наблюдать — это очень жизненно важные и ценные качества, необходимые ребенку в любом занятии и  работе и без них невозможно качественное и эффективное обучение в школе и высших учебных заведениях. Поэтому серьёзно отнеситесь к развитию у детей тяги в постижении нового, приучайте не бегло и поверхностно воспринимать окружающее их, а внимательно изучать, вдумываться, наблюдать и искать причины явлений.


Комментариев нет:

Отправить комментарий