Translate

среда, 6 августа 2014 г.

Если ребенок не хочет идти в школу

«Первоклассник, первоклассник, у тебя сегодня праздник…» 1 сентября традиционно ассоциируется с парадной одеждой, новыми ранцами, белыми бантами в торжественных прическах девчонок-первоклашек, морем цветов и, конечно, со счастливыми улыбками на детских личиках. Как правило оказывается, что первый день в школе приносит радость далеко не каждому ребенку и не каждый школьник потом ходит в школу с удовольствием. Предлагаем вам 5 советов, как помочь ребенку избежать страхи перед школой.
В первую очередь, нужно успокоиться и напомнить себе, что любая проблема имеет несколько решений, в зависимости от причины. Во-первых, принуждение («Только попробуй в школу не пойти!») и шантаж («Если не будешь делать уроки, не куплю тебе ту заветную куклу/машинку на день рождения, и в зоопарк в субботу мы тоже не пойдем») ситуацию не спасут. Наоборот, подобные импульсивные методы воздействия могут привести к обратному результату – ребенок еще больше укрепится во мнении, что школа и уроки не для него.
Во-вторых, необходимо выяснить, почему же ваш сын или дочурка не хочет идти в школу. Именно от этого зависит, каким образом выстроить дальнейшее общение с ребенком, чтобы помочь ему преодолеть «учебное» неприятие.
1) У страха глаза велики. Как правило, страх перед неизвестностью наиболее характерен для малышей, только готовящихся переступить школьный порог. А вдруг учительница окажется злой? А как же мои старые друзья? А станут ли будущие одноклассники моими друзьями? А вдруг меня там будут заставлять делать то, чего я не хочу? Такие вопросы не могут не волновать маленького человечка.
Что делать? Страх порождается прежде всего неизвестностью. Чем больше будущий первоклашка будет знать про свою школу, тем более уверенным и подготовленным он пойдет туда 1-го сентября. Не поленитесь подробно и обстоятельно ответить на все детские вопросы касательно школы. Расскажите ребенку, какие предметы он будет изучать (делая упор на то, что интересно именно ему), про внеклассные занятия (походы в театры, музеи, про школьные спектакли и спортивные секции). Будет прекрасно, если вы заранее отведете ребенка в выбранную школу, а по возможности и познакомите его с кем-нибудь из учителей и одноклассников. Если кто-то из друзей вашего сына или дочки по детскому саду или двору будет учиться с ним/ней в одном классе, не забудьте упомянуть и об этом. Вместе не так страшно!
2) Хоть не рад, да будь готов! Первоклашке трудно понять, зачем вообще ему нужно учиться, когда можно во дворе поиграть или мультики по телевизору посмотреть; зачем подчиняться непонятным правилам, зачем взваливать на себя груз новых обязанностей, зачем, в конце концов, неподвижно сидеть целых 40 минут за партой. Такая психологическая незрелость может быть обусловлена еще и тем, что все больше родителей стремятся отдать своих чад в школу как можно раньше, едва им исполнится 6 лет.
Что делать? В идеале, психологическая неподготовленность ребёнка к школе не должна стать новостью для родителей в последние дни августа. Готовиться к школе лучше заранее.
Существующие сейчас курсы подготовки к школе призваны не только обучить азам чтения и арифметики, но и морально подготовить к вступлению во «взрослую» жизнь. Тщательно выбранные курсы, талантливые педагоги – и полдела сделано!
Родители могут попытаться проверить уровень психологической подготовленности ребенка к школе самостоятельно (например, при помощи специализированных тестовых методик), или же обратиться за помощью к детскому психологу.
И самое главное – если вы видите, что ваш ребенок еще не «дозрел» до того, чтобы перейти в новый для себя статус школьника, не стоит осуществлять это «дозревание» насильственно. В крайнем случае, можно пойти в школу и через год. По прошествии 10 лет обучения никто и внимания не обратит, сколько лет вашему ребенку – шестнадцать с половиной или семнадцать с половиной. Зато эти 10 лет пройдут для него психологически комфортно.
3) Школа как поле боя. Нежелание идти в школу может появиться и через несколько дней после начала занятий. И вот первоклашка, недавно с радостью протягивающий букет хризантем своей первой учительнице, уже отказывается утром вставать с кровати, чтобы надеть школьную форму. Причиной тому может стать конфликт ребенка с учителем или кем-то из одноклассников.
Что делать? Не отмахиваться от детских проблем. Если малыш приходит из школы в слезах, потому что «Марь Иванна наругалась, Светка обидно обзывалась, и все смеялись, а Ваня сломал любимую игрушку», не стоит реагировать на ситуацию как на что-то незначительное. Возможно, уже через пару дней конфликт забудется, и Ваня вновь станет закадычным приятелем, а Светка – любимой соседкой по парте. А если нет? Подробно расспросите ребенка о том, что стало причиной конфликта, как именно произошла ссора, какие чувства вызывает у него случившееся. Вам с высоты вашего «взрослого» опыта будет намного легче помочь сыну или дочке разобраться в ситуации и выработать правильный план действий. Становиться еще одним участником конфликта (звонить родителям одноклассников с жалобами на их отпрысков или заявлять учителю, что вашего ребенка не понимают и не ценят по достоинству) – не самый лучший выход. Скорее всего, это только придаст конфликту интенсивности. Намного лучше будет, если ваши советы помогут ребенку справиться со сложившейся ситуацией самому.
Хорошо, если малыш сам пришел к вам и обратился за помощью. Порой ответ на вопрос «Что случилось?» приходится буквально вытягивать клещами. В таком случае очень помогут навыки активного слушания, подробно изложенные в книге Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
4) Не грызется гранит науки. Возможно, ваш ребенок не хочет посещать уроки из-за того, что не справляется с учебной нагрузкой. И правда, кроме знакомых нам самим с детства математики и русского языка, современный ученик младшей школы имеет дело с такими «непонятностями», как хореография, основы религии, этика, краеведение… А еще несколько иностранных языков и много-много страниц внеклассного чтения. Взрослый-то устрашится, не то что малыш…
Что делать? Для начала попытаться настроить ребенка, что он сможет со всем этим учебным многообразием справиться. Не разводить руками со словами «Невесть что современные педагоги понапридумывали», а заинтересовать ребенка школьными предметами.
Если первоклашка не может сам в чем-то разобраться, помочь ему сделать домашнее задание вместе. Именно вместе с ним, а не за него, в нашем случае понимание предмета важнее, чем отличная оценка (в большинстве современных начальных классов и оценок-то нет). К тому же, ребенок, поняв, что выполнение домашнего задания можно «делегировать» маме или папе, может потерять всякую мотивацию делать уроки самостоятельно.
В некоторых случаях имеет смысл задуматься о репетиторе или дополнительных курсах. Единственное что, дополнительных занятий не должно быть слишком много, все-таки график ученика начальной школы не должен напоминать расписанный по минутам ежедневник топ-менеджера.
5) «Светлая голова». Научился читать с 4-х лет, а считать – с 5-ти, курсы подготовки к школе снабдили дополнительными знаниями. Как ни парадоксально это звучит, хорошая подготовка к школе может также стать причиной нежелания посещать уроки. «Светлой голове» просто неинтересно то, о чем рассказывает учитель – ему уже об этом рассказали. А зачем слушать, если уже знаешь? Зачем стараться, делая уроки, если это «легкотня»?
Что делать? Заинтересовать. Попробуйте выбрать 2-3 школьных дисциплины, наиболее интересные новоиспеченному ученику, и осваивать их вместе с ребенком глубже, чем предлагает школьная программа. Возможно, следует обратиться к учителю и попросить его давать вашему ребенку более сложные задания, чем его сверстникам.
Опять же, в этой ситуации могут помочь углубленные занятия с репетитором.

Комментариев нет:

Отправить комментарий